Все началось с того, что Арнольд Шварценеггер, нынешний губернатор Калифорнии, отправил в помойку сценарий Стивена Де Сузы. Сценарий был неплох, но Арни к тому времени осточертели роли "стенобитных машин" и его потянуло на лирику. В итоге Де Сузе срочно пришлось переписывать сценарий. Так родился культовый широкоформатный сериал "Крепкий орешек".
Со Стивеном Шварценеггер уже работал над фильмом «Коммандос» /Commando/ (1985), да и с режиссером будущего проекта Джоном МакТирнаном встречался на площадке
Голливудским значком копа и прилагающейся к нему драной майкой обзавелся тогда еще мало кому известный Брюс Уиллис. Конечно, к тому времени он уже не прозябал за барной стойкой, разливая "маргариту" местным знаменитостям вроде Де Ниро, Пачино и Хоффмана, но статус "звезды" ему пока даже не снился. В активе Уиллиса была всего-навсего одна успешная роль ироничного детектива Дэвида Эдисона из "Детективного агентства "Лунный свет" /Moonlighting/ (1985). И тут вдруг удача улыбнулась Брюсу: обойдя массу других претендентов, он сыграл одну из важнейших ролей в своей жизни – детектива Джона МакКлейна.
"Let it snow, let it snow…" – мурлыча себе под нос слова рождественской песенки, простой американский коп Джон МакКлейн спешил на встречу со своей женой Холли… Между тем, вместо приятного Рождества Джону всего за каких-то полчаса удалось доказать террористам под предводительством Ганса Груббера, героя Алана Рикмана, да и зрителям, что американский полицейский – совсем не так прост. Может быть, и не пришлось бы МакКлейну раскидывать мальчишей-плохишей куда не попадя, останься жена дома…
Фильм имел оглушительный успех, и главная роль в нем поставила Уиллиса разом на одну доску с голливудскими небожителями. Сталлоне, Шварценеггеру, Иствуду, Гибсону, Ван Дамму и Сигалу пришлось принять в свои ряды нового супергероя. Впрочем, триумф был вполне заслуженным – Уиллис выкладывался на площадке по полной программе.
Нельзя сказать, что успех "Крепкого орешка" был неожиданным. В очередной раз сработал традиционный рецепт: рубаха-парень, образцовый гражданин и семьянин, не без труда, но побеждает таки незадачливых злодеев. Попутно парень еще и остер на язык (кстати, очень многие шуточки – экспромты самого Уиллиса). Как тут устоять? Итоговая сумма сборов в мировом прокате в пять раз превысила бюджет картины. Любопытный факт: поначалу продюсеры даже не захотели печатать фотографию малоизвестного Уиллиса на рекламном плакате, ограничившись лишь небоскребом.
Однако, уже через пару лет физиономия Брюса была растиражирована тысячами постеров и афиш – на экраны прибыл «Крепкий орешек 2» /Die Hard 2/ (1990). Из-за несовпадения съемочных графиков Джона МакТирнана сменил Ренни Харлин, на тот момент известный лишь четвертой частью "Кошмара на улице Вязов". Сам же Уиллис старательно сделал домашнее задание, пополнив запас крылатых фраз типа "Йо-хо-хо, ублюдок", которые так и сыпались на зрителя в течение всего фильма. Герой вновь принялся крушить негодяев, посягнувших на его семейное счастье, попутно доводя до белого каления местное управление полиции и диспетчерскую службу аэропорта. Итог не заставил себя долго ждать, и заветные доллары посыпались в копилку "Орешка". При бюджете в 70 миллионов долларов фильм собрал почти 300 миллионов: лишь через год этот рекорд побьет "Терминатор 2: судный день" /Terminator II: Judgment Day/ (1991) Джеймса Кэмерона.
Не обошлось даже без номинаций на "Оскар". Правда, претендовала на статуэтки лишь техническая команда картины (Лучшая операторская и звукорежиссерская работы). Но для самого Уиллиса это было только разбег, вскоре его имя тоже оказалось в звездных списках («Криминальное чтиво» /Pulp Fiction/ (1994), «Шестое чувство» /Sixth Sense, The/ (1999)).
Забавный случай вышел с компанией "Black & Decker". Ребята очень хотели увидеть дрель собственного производства в картине, и заплатили за это кругленькую сумму. Сцена, в которой МакКлейн отчаянно что-то сверлит дрелью этой марки, даже была снята, но при монтаже этот кусок вырезали. Каково же было было разочарование шустрых производителей инструмента, когда фильм вышел на экраны! Дело чуть не дошло до суда, но назревающий скандал удалось замять.
Перерыв между "Крепким орешком 2" и третьей частью составил около четырех лет. В проект вернулся Джон МакТирнан, и первым делом выкатил требование увеличить его гонорар до 20 миллионов; неслыханная по тем временам сумма. В итоге бюджет «Крепкого орешка 3» /Die Hard: With A Vengeance/ (1995) составил 90 миллионов долларов. В основу картины лег сценарий "Саймон говорит", который предназначался четвертой части "Смертельного оружия", но пока Гибсон с Ричардом Доннером доводили продюсеров до трясучки предъявлением множества разнообразных требований, "Саймона" решено было "причесать" под "Орешек". Так МакКлейн "лишился" супруги, но приобрел чернокожего напарника в исполнении Сэмюэла Л. Джексона.
Противостоял непобедимому копу Джереми Айронс (по сценарию – брат Ганса Грубера, террориста из первой части). Как и следовало ожидать, денег третья часть собрала еще больше, чем первые две. Только Уиллиса это уже не радовало. Вдруг ему стало невыносимо тесно в "драной майке" МакКлейна, и он подался покорять новые горизонты и осваивать другие амплуа, в его фильмографии появились эротические триллеры и психологические драмы. И все же каждый новый экшн-боевик с его участием не мог не вызывать легкого дежа вю. Где-то мы все это уже видели… и не раз.
Тем не менее, проект "Орешек" все еще не был закрыт. Продюсеры сочинили новый сценарий для продолжения "ореховой" эпопеи, и пока Уиллис искал свой новый образ за пределами проекта, 20th Century Fox усиленно подбирала кандидатуру режиссера. О МакТирнане больше не могло быть и речи, он попутно оказался замешанным в неприятную историю с нелегальным прослушиванием телефонных разговоров некоторых продюсеров, и ему грозило по меньшей мере судебное разбирательство. Поначалу продюсерам показалась интересной идея пригласить француза Люка Бессона. Но тот сперва долго думал, затем упражнялся в уже привычном выставлении парадоксальных требований и, наконец, вволю поломавшись, окончательно отказался от участия в проекте. Оно и понятно: зачем ему Голливуд, если он соорудил его филиал у себя на родине? Пришлось доверить фильм Лену Уайзману, который как раз разругался с выведшими его в люди продюсерами «Другого мира» /Underworld/ (2003).
Ну а Уиллис, познавший за все это время не только вкус побед, но и горечь поражений, с энтузиазмом отправился разыскивать запылившуюся "майку" Джона МакКлейна. Очень уж захотелось вновь почувствовать себя спасителем мира и доказать зрителям, что он еще полон сил и энергии. И не только зрителям: жена актера, Деми Мур, после тринадцати лет крепкого брака увлеклась молодым Эштоном Катчером. Нет, он, конечно, парень неплохой, да и дочкам Уиллиса заботливый отчим, а все равно приятного мало.
Продюсеры пока умалчивают о том, сколько вложено в «Крепкий орешек 4.0» /Live Free or Die Hard/ (2007), но рекламные ролики демонстрируют небывалый размах. Старые поклонники первых трех частей затаили дыхание, молодежь усиленно штудирует фильмографию героя, удивляясь то его старой прическе, то повадке смолить одну за одной сигареты, что нынче дозволено лишь кинозлодеям.
До премьеры остаются считанные дни…