После долгого правления консерваторов в Британии побеждают лейбористы во главе с Тони Блэром. Приход к власти социально чуждых людей не единственная проблема, вставшая перед Елизаветой Второй в 1997 году. В августе погибает принцесса Диана. Семь дней, прошедших между катастрофой в тоннеле на западе Парижа и похоронами принцессы Уэлльской, неделя, за которую британская монархия пережила один из тяжелейших своих кризисов, -- вот тот отрезок эпохи, вокруг которого и строится фабула "Королевы".
После долгого правления консерваторов в Британии побеждают лейбористы во главе с Тони Блэром. Приход к власти социально чуждых людей не единственная проблема, вставшая перед Елизаветой Второй в 1997 году. В августе погибает принцесса Диана. Семь дней, прошедших между катастрофой в тоннеле на западе Парижа и похоронами принцессы Уэлльской, неделя, за которую британская монархия пережила один из тяжелейших своих кризисов, – вот тот отрезок эпохи, вокруг которого и строится фабула "Королевы".
Фильм начинается со сцены, когда этот витальный молодой человек и его супруга – напористая целеустремленная женщина антимонархических взглядов – впервые посещают Букингемский дворец. Согласно британской традиции победы на выборах недостаточно – для того чтобы сформировать правительство, необходимо поручение от королевы.
Приход к власти социально чуждых людей не единственная проблема, вставшая перед Елизаветой Второй в 1997 году. В августе погибает принцесса Диана. Семь дней, прошедших между катастрофой в тоннеле на западе Парижа и похоронами принцессы Уэлльской, неделя, за которую британская монархия пережила один из тяжелейших своих кризисов, – вот тот отрезок эпохи, вокруг которого и строится фабула "Королевы".
Дианы нет среди персонажей фильма, только в хронике и на снимках папарацци: на яхте с Доди, в отеле на Елисейских Полях, перед камерами с черной девочкой на руках, перед ведущим Би-би-си – произнося свои знаменитые слова о том, что ей никогда не стать королевой Англии, но хотелось бы быть королевой людских сердец. Нет и любовницы принцы Чарлза – Камиллы Паркер-Боулз. Она мелькнет всего один раз – на фотографии. На самом общем плане появятся мальчики-принцы.
Остальные действующие лица сыграны актерами, и на первый взгляд кажется, что именно актерская игра главный козырь и главное достоинство фильма. Игра действительно выдающаяся. Одна из лучших британских актрис, Хелен Миррен, за роль Елизаветы Второй награждена "Золотым Глобусом", "Оскаром" (обе награды получены в соперничестве с ) и еще парой десятков других призов. (Кстати, разные фильмы Фрирза попадали в оскаровскую номинацию "За лучшую женскую роль" шесть раз.)
Майкл Шин в роли Тони Блэра по отношению к своему персонажу комплиментарен и точен одновременно. Он играет не столько реального премьера Великобритании, успевшего за десять лет, прошедших с 97-го, стать для страны фигурой вовсе не однозначной, а идеальную мечту избирателя о молодости, живости, быстрой и человечной реакции на фоне набившей оскомину британской чопорности. Принц Филипп в исполнении Джеймса Кромуэлла – это ровно тот принц Филипп, которого представит себе любой, кому придет охота задуматься о супруге Елизаветы Второй. То, каким тоном произносит покойная ныне королева-мать (Сильвия Симс) слово celebrities (речь идет о гостях, присутствующих на похоронах принцессы Дианы), надо слышать – к сожалению, потери при дубляже неизбежны… Бесчисленные слуги, секретари, штат дворца и помощники на Даунинг-стрит, 10, – все они иллюстрируют тезис о том, что маленьких ролей не бывает, особенно для актеров английской школы.
Особое удовольствие фильм должен доставить тем, кому любопытны традиции и кто ценит точность в деталях. Мы узнаем о том, как завтракают у Блэров: на кухне, в высшей степени демократичном антураже – муж, жена, трое детей, никакой прислуги, – так начинают день миллионы интеллигентных граждан по всему миру. Мы увидим и чаепития в Букингемском дворце; узнаем, в каком виде члены августейшей фамилии могут, а в каком нет предстать перед посторонними. Пройти по комнатам в халате с грелкой в руках разбуженная ночью страшной вестью королева имеет право, а вот надеть брюки во время охоты – ни при каких обстоятельствах…
Сцены охоты у Фрирза – та вершина режиссерского мастерства, до которой очень мало кому из претендовавших в этом году на "Оскара" удалось дотянуться. Собственно, охоты никакой нет – есть грандиозная панорама шотландских гор, где-то в расщелинах спрятавшиеся маленькие человечки (принц Филипп, Чарлз, мальчики-принцы, слуги), а вдали королевский олень, давно не виденная даже в этих угодьях особь, которую люди преследуют. Королева не участвует в этой травле, и когда олень подходит к ней совсем близко, а рядом слышатся выстрелы охотников, гонит его прочь от опасности. Но отсрочивает его гибель всего лишь на пару дней. Олень забредает в соседское поместье, где его достает пуля платного гостя – менеджера инвестиционного банка.
Вся охотничья сага снята таким выдающимся образом, что даже превращение оленя в символ гибнущей от нашествия варваров высокой культуры картину не опошляет, как это часто случается с символами. Королевский олень и служащий инвестбанка действительно несовместимы в одном пространстве.
А Фрирз снимает совсем не исторические хроники, его фильм – это история великого противостояния традиции и поп-культуры, культа сдержанности, внутреннего достоинства и принципа "все на продажу".
"Мы живем в эпоху Ксении Собчак", – заметил как-то петербургский композитор Леонид Десятников. Елизавете Второй выпала участь жить в эпоху Дианы, Элтона Джона, Армани и прочих celebrities. Елизавета и Диана – как олень и банковский менеджер: не враги, а существа из разных миров. Симпатии общества на стороне принцессы. Симпатии режиссера безоговорочно принадлежат Королеве, хотя, конечно же, далеко не всегда двору. Именно отношение Блэра к Елизавете, эволюционировавшее от иронии к восхищению, для Фрирза и его зрителей становится самым ценным качеством британского премьера.
Под давлением Блэра Елизавета делает то, чего ждет от нее большинство населения и что, как она думала, подорвет устои, – придает похоронам Дианы государственный статус и возвращается в Лондон из шотландского поместья, чтобы почтить память бывшей невестки, нарушившей брачные клятвы. Монархия не рухнула. Недоумение Елизаветы, режиссера и зрителей перед всем, что случилось, осталось.
"Королева" в значительно большей степени, чем нашумевший «Вавилон» /Babel/ (2006), картина о страшном кризисе коммуникаций. И в отличие от кризиса британской монархии этот кризис, похоже, действительно непреодолим.