Потрясающе красивый и очень трогательный японский мультфильм о подростках, которые начинают меняться телами
Старшеклассница Мицуха учится в школе маленького городка в центре Японии и мечтает о том, как после выпускного переедет в Токио и заживет столичной жизнью. Внезапно она начинает регулярно меняться телами с токийским старшеклассником Таки. Чудесный обмен случается во сне и продолжается целый день. Поначалу ребята думают, что чужая жизнь им снится. Когда же они убеждаются, что действительно проводят время в чужих телах, то они пытаются подправить жизнь друг друга. Мицуха организует для Таки свидание с девушкой, к которой парень боится подступиться, а Таки делает Мицуху более популярной среди одноклассников. И это только начало их приключений…
Японского режиссера-аниматора Макото Синкая уже давно уважительно называют «новым Хаяо Миядзаки». Сам постановщик это определение не любит, и он совершенно прав. Миядзаки – это Миядзаки, а Синкай – это Синкай. С тем же успехом можно было бы называть Кристофера Нолана «новым Стивеном Спилбергом». Да, оба очень талантливы, и обоих равно уважают зрители и критики. Но это разные творцы с разным подходом к искусству. Равно как и Миядзаки и Синкай.
В то время как Миядзаки всю жизнь рисует приключенческие истории для маленьких детей, младших подростков и их родителей, Синкай специализируется на сентиментальных романтических повествованиях, адресованных старшеклассникам и студентам. Приключения сердца и души ему куда интереснее, чем странствия по удивительным мирам. В этом ключе нарисовано и его свежее творение «Твое имя», которое в прошлом году стало самым кассовым японским мультфильмом за всю историю страны (прежний рекорд принадлежал «Унесенным призраками» Миядзаки). В «Твоем имени» есть мистика, фантастика и драматичные события, но прежде всего это трогательная повесть о первой любви на грани взрослой жизни.
«Твое имя» начинается как типичный фарс об обмене телами («О боже! Что у меня под майкой?!»), разве что со сравнительно интеллигентными шутками. Однако далее события принимают меланхоличный оборот, а затем разгоняются почти что в голливудском духе. В сущности, Синкай предлагает три жанра в одном фильме. Казалось бы, перегиб, но такая картина дает зрителям куда больше, чем стандартные «обменные» комедии, которые на разные лады повторяют одни и те же шутки. При этом сюжет «Твоего имени» выстроен так, что его жанровая эволюция логична и естественна. Она отражает развитие отношений героев и их взросление – то есть готовность принимать решения и действовать, а не плыть по течению.
Хотя лента ставит во главу угла переживания Таки и Мицухи, она затрагивает не только подростковые страсти. Как и в «Унесенных призраками», в «Твоем имени» сочетаются японская традиция и японская современность – древние обряды и сотовые телефоны, жизнь на лоне природы и в мегаполисе, семейное послушание и бунт против традиции. Глубоко эти темы не исследуются, но в сочетании с основными идеями мультфильма они делают картину столь многогранной, что лишь немногие ленты способны с ней в этом соперничать. Можно сказать, что Синкай создал фильм не только о душах подростков, но и о душе Японии. Которая соткана из противоречий с тех пор, как японцы приняли буддизм, но сохранили язычество-синто.
У сценария «Твоего имени» немало достоинств, но главный плюс ленты – это ее графика. Именно графика, а не анимация, поскольку последняя в фильме стандартна для качественного аниме. Синкай – мастер потрясающих, тщательно детализированных фоновых иллюстраций, и этот его талант раскрывается в «Твоем имени» как никогда прежде. Реальный Токио и вымышленный городок Мицухи нарисованы так маняще, что после выхода из кинотеатра хочется бежать в турбюро и заказывать поездку в Японию. Когда же события принимают фантастический оборот, картинка становится столь красивой, что начинаешь плакать от восторга.
Безупречный ли это мультфильм? Нет – когда самокритичный Синкай рассказывает в интервью, что картина могла быть лучше, если бы у его команды было больше денег и времени, он говорит честно, а не напрашивается на комплимент. В «Твоем имени» действительно есть шероховатости, которые стоило бы подправить. Кроме того, лента требует от зрителей интереса к японской культуре, а также терпения, поскольку драйв в фильме не голливудский (даже в заключительной части ленты). Однако рекордные сборы в 355 миллионов долларов картина сделала по праву, и ей стоит уделить внимание. Если вам хоть немного интересны японская анимация и любовные страсти.
С 7 сентября в кино.