
Если бы авторы ограничились приключенческой мистификацией в духе Дэна Брауна, это могло бы быть забавным, но крен в сторону хоррора лишил фильм обаяния, а натужным пуганием только рассмешил
Если бы авторы ограничились приключенческой мистификацией в духе Дэна Брауна, это могло бы быть забавным, но крен в сторону хоррора лишил фильм обаяния, а натужным пуганием только рассмешил.
Молодая авантюристка Скарлетт, археолог, специалист в химии, криптологии и древних языках, много лет одержима поиском легендарного философского камня. Ради крупиц информации о его возможном местонахождении девушка готова идти на любой риск, нарушать границы и законы, совершать немыслимые трюки. Ухватившись за ниточку поисков, ведущую в парижские катакомбы, Скарлетт вместе с двумя своими компаньонами и тремя проводниками очертя голову бросается в загадочный лабиринт подземелий французской столицы. По легенде, камень спрятан на полпути между миром людей и адом, и такая близость к преисподней не может не повлиять на героев.
Многокилометровые коридоры парижских катакомб не могут не привлекать внимания – подземный лабиринт является достопримечательностью, не уступающей в популярности Эйфелевой башне и собору Парижской Богоматери, он давно стал местом паломничества туристов и экстремалов. Запутанные ходы, неожиданные тупики и невидимые лазы таят множество тайн, охраняемых миллионами захороненных здесь парижан. Такой смачный объект скопления темной энергии смерти нужно еще поискать – для создателей хорроров это просто идеальное место.
Одного антуража, впрочем, не всегда оказывается достаточно. Зритель сейчас пошел искушенный, его одними мрачными коридорами с торчащими из стен черепами и костями больше трех минут у экрана не удержишь. Нужно что-то большее. История. На этом обычно хоррормейкеры ломаются, то ли не обладая достаточной фантазией для достойного рассказа, то ли не считая сюжет важной составляющей своих аттракционов ужасов. «Париж» на фоне своих коллег-конкурентов поначалу выгодно отличается. В первой своей половине картина даже больше похожа не на классический фильм ужасов, а скорее на мистическую приключенческую картину вроде «Индианы Джонса», «Сокровищ нации», «Лары Крофт» или «Кода да Винчи». Молодая девушка-археолог увлечена поиском таинственного артефакта, она собирает детали головоломки, которая должна привести ее к источнику богатства и вечной жизни. Для поисков требуется преступать закон, рисковать жизнью и здоровьем, портить памятники архитектуры и истории – пусть! Неудержимая искательница приключений не остановится ни перед чем. Даже перед тайной парижских катакомб.
По замыслу авторов (а во главе создателей стоит, между прочим, сценарист и режиссер «Карантина») катакомбы должны стать кульминацией поисков, герои окажутся между землей и адом, мир для них переменится, скелеты в шкафах зашевелятся, а с ними зашевелятся и волосы на головах зрителей. Увы, вторая половина картины катится в ад не только буквально, но и фигурально выражаясь. В путешествии по подземельям сюжет теряет и логику, и смысл, а правдоподобность тает буквально на глазах. Конечно, никто не говорит о том, что разгадка криптошифров перед отправкой в катакомбы была хоть сколько-то похожа на научную работу, но тесные гроты здравый смысл подавили окончательно. Героев не смущают египетские иероглифы и загадки в глубинах Парижа, не вызывает и толики удивления встреча в лабиринте давным-давно пропавшего диггера живым и невредимым. Да что там, даже привычные предметы обретают мистические свойства, например, веревки становятся бесконечными и самовозобновляемыми. Про камеры, установленные на голове у всех путешественников, и упоминать не будем, продуманностью лучших фильмов жанра found footage тут и не пахнет.
К сожалению, мистические злоключения в начале знакомства с катакомбами – это не самое дно. К финалу «Город мертвых» совсем уж заносит в непотребство. Появляются и исчезают какие-то сатанисты, вмурованные в стены демоны, таинственные жрецы, обряженные в длинные черные балахоны с остроконечными капюшонами-колпаками, – собрано буквально все, что можно привязать к мифологии преисподней. В определенный момент зритель даже становится участником компьютерного шутера от первого лица Heretic – глазами (точнее, камерой) главной героини мы наблюдаем ее забег по катакомбам со скоростной расправой над тянущими в ее сторону руки монстрами.
Как все хорошие фильмы хороши по-своему, так у многих средненьких картин этого жанра одна на всех болячка: имея на руках неплохую задумку, авторы часто сами не очень представляют, куда должна вывести их история, чем должны закончиться мрачные приключения. «Париж» – типичная картина, которая не имеет внятного финала. И вовсе не потому, что создатели оставляют лазейку для сиквела. Просто из катакомб либо никто не выбирается, либо спасшимся банально везет. Третье случается редко, и «Париж: Город мертвых» – не тот счастливый случай.