
В который раз попытку снять детский фильм засчитываем, но на овации, награды и признание в веках авторам рассчитывать рановато
В который раз попытку снять детский фильм засчитываем, но на овации, награды и признание в веках авторам рассчитывать рановато.
Двенадцатилетняя Лиза с младшим братом и родителями приезжает праздновать Новый год в старинный замок, находящийся вдали от цивилизации. В старинном сооружении нет телевизоров и недоступен Интернет, поэтому испорченные современным миром дети начинают скучать, но оказывается, что в этом забытом всеми месте все еще живет сказка. Однажды ночью накануне Нового года Лиза через магический проход попадает в королевство, где сказка о Двенадцати месяцах является реальностью. Девочке нужно отправиться в заснеженный лес, найти заветные подснежники и принести их принцессе, чтобы вернуться в свой мир, где Лизу ждут родные.
О современном отечественном детском кино мы стараемся писать аккуратно, словно о покойнике – либо хорошо, либо ничего. Действительно, хрупкий жанр, который подвластен далеко не каждому режиссеру, продюсеру и актеру, переживает сегодня труднейшие времена, с момента распада советского кинематографа достойных упоминания фильмов для детей наберется не больше пяти. И нельзя сказать, что работы в этом направлении не ведутся, что-то «детское» у нас снимается постоянно, но конкурентоспособными в битве с красочными голливудским приключениями новые ленты не выглядят. Скорее наоборот. И авансы раздавать уже порядком поднадоело, зритель искренне ждет, что вот-вот случится и у нас кино, которое понравится детям, но раз за разом оказывается разочарованным. Новая инкарнация сказки «Двенадцать месяцев» тоже не стала гигантским шагом вперед, но кое-что хорошее мы нашли и в ней.
То, что сценаристом и постановщиком «12 месяцев. Новой сказки» стал дебютант Денис Елеонский, является скорее плюсом – режиссер еще не испортил себе «карму», не замылил глаз и не углубился в дебри отечественной киноиндустрии, перемалывающей даже самые крепкие характеры. Самая главная заслуга Елеонского заключается в том, что в его работе чувствуется желание добиться результата. Пусть цель не всегда оказывается достигнута, но движение вполне очевидно, съемочная группа поработала и над картинкой, и над декорациями и худо-бедно представила публике какие-то спецэффекты. Чувствуются в ленте и отголоски классических детских лент – что-то взято из старинных сказок Роу, где-то ощущается фирменный карнавальный дух чешских и немецких киносказок поздних советских времен, осязаемо влияние на авторов таких мощных западных постановок, как «Золотой компас» или «Хроники Нарнии».
Увы, проблема в том, что «12 месяцев» – это не «Нарния». Хотя бы даже по сюжету. Понятно, что сложно даже пытаться в стопятидесятом ремейке старой сказки откопать философию и духовные аллюзии подобные тем, что считываются в «Компасе», но и совсем упрощать историю, настолько, что сюжет оказывается рассчитан на первоклашек, пожалуй, не стоило. Очень серьезно повлиял на зрительский потенциал и бюджет картины. Глупо рассчитывать, что в детский фильм у нас кто-то вложит деньги, сопоставимые с инвестициями в поттериану, но экономия в сказочной ленте опасна, она первой бросается в глаза. И беда даже не в спецэффектах, которых хватило на сани, но не осталось на Лешего и Жижиков, самая печаль отсутствия средств в том, что на ходу кроится сценарий, а его лоскутность очевидна даже неискушенному зрителю.
Наконец, еще одной больнейшей темой российского детского кино являются актеры, причем и взрослые, и дети. Если с детьми все очевидно – таланты-самородки появляются редко и быстро «заезживаются», а те, кто «изнасилован Ералашем», не годятся более ни для чего серьезного, то со взрослыми картина совсем иная. Как и в реальной жизни, наши взрослые отчего-то любят с детьми сюсюкаться, переходя в кривляние и паясничество. Сравните «12 месяцев» с недавними «Приключениями Паддингтона» – сделав скидку на эффекты и графику, легко можно увидеть, что взрослые в кадре равны детям. У нас же любой актер старше двадцати считает необходимым строить с детьми умильные рожи, трепать деток за щечки и говорить с ними писклявым языком. Реализма происходящему на экране это никак не добавляет.
По сумме этих претензий и надежд на все менее ощутимое будущее можно вынести вердикт: «12 месяцев. Новая сказка» – это совсем не то кино, на которое дети будут тянуть родителей в кинозал снова и снова. Слишком многого в нем не хватает. Но развлечением для самых маленьких, тогда, когда родителям на полтора часа нужно чем-то занять дитя, станет. Правда, случится это уже позже, когда фильм станет доступен для домашнего просмотра. Дополнительный диск на полке или пункт в меню онлайн-кинотеатра не повредит, а на большее фильм пока не способен.