Страшные истории – старинный спутник человечества. С леденящих кровь рассказов, поведанных у костра первобытного человека, до современных страшилок, которыми дети обмениваются, сидя ночью в туристической палатке
Страшные истории – старинный спутник человечества. С леденящих кровь рассказов, поведанных у костра первобытного человека, до современных страшилок, которыми дети обмениваются, сидя ночью в туристической палатке, освещаемой лишь тусклым светом фонарика, – они словно преследуют нас в формате городских легенд или семейных баек. С наступлением века Интернета слухов и непроверенной информации, в том числе и пугающей, стало только больше, появилась даже новая разновидность страшилок – так называемые крипипасты, короткие страшные истории, распространяемые по форумам, социальным сетям и тематическим сайтам. Любовь нового поколения к пугающим историям, прочитанным с экрана монитора или смартфона, не осталась незамеченной кинематографистами, так что мы смело можем собрать десяток фильмов и сериалов, сюжет которых почерпнут в сети Интернет, там, где в темных переулках даркнета бродят свои призраки, духи и маньяки-убийцы…
Сегодня перед поездкой в новый город или за границу мы непременно изучаем отзывы о местах, где собираемся остановиться на ночлег, размещенные на профильных сайтах. Эта услуга появилась сравнительно недавно, еще какие-то 15-20 лет назад приходилось доверять информации самой гостиницы или слухам, что приводило порой к недобросовестной антирекламе. Из леденящих кровь историй, переходивших из уст в уста и с сайта на сайт, о зловещих Красных Комнатах в отелях Юго-Восточной Азии, где постоялец якобы превращается в объект пыток, свое вдохновение черпал Элай Рот, готовя зрителям свой «Хостел». Рот, правда, перенес место действия в Восточную Европу, но в остальном последовал путями, указанными в крипипастах: стоит вам остановиться в непроверенном месте, и вас тут же возьмут в оборот жуткие мясники, норовящие голову отрезать, на крюк насадить или просверлить дрелью.
Может ли напугать улыбающийся человек? Безусловно. Для этого даже не нужно раскрашивать лицо клоунским гримом или обезображивать себя шрамами, как у Джокера, достаточно встретить его в неожиданном месте и в неожиданное время. Один из пользователей форума Reddit как-то поведал о странной встрече: возвращаясь с вечеринки домой около двух часов ночи, он встретил на пустынной улице странного мужчину, пританцовывающего без музыки и постоянно улыбающегося. Все бы ничего, гуляка просто перешел на другую сторону дороги и хотел было продолжить путь, но тут улыбающийся танцор зачем-то побежал в его сторону… Несмотря на абсурд ситуации, многие восприняли ее очень серьезно, и из простого рассказа скоро сложилась жуткая история, которая в итоге вылилась в короткометражку под названием «2 ночи: Улыбающийся человек». Как видите, на экране это выглядит довольно жутко.
Тонкий человек в костюме, которого прозвали Слендерменом, – один из самых известных феноменов крипипасты в частности и Интернета в целом, он появился как результат не самой изящной мистификации, но вскоре вырвался из рук своего создателя и зажил в Сети собственной жизнью. Первые изображения пугающего долговязого существа без лица, преследующего детей, были весьма топорно сделаны с применением средств Photoshop, но затем за воспроизведение картинок и игр с участием Слендермена брались все более и более мастеровитые авторы, пока, наконец, «Слендер» не пришел в кино. Мокьюментари-фильм Джеймса Морана не особенно впечатлил фанатов, особенно на фоне реальной трагедии, развернувшейся в США, в которой одержимые ужасом перед вымышленным персонажем девочки убили двух своих подруг, но отдельные кадры в нем реально наводят ужас.
Десктоп-хоррор Лео Габриадзе «Убрать из друзей» показал невероятные результаты кассовых сборов (64 миллиона прибыли при 1 миллионе производственных затрат) не только потому, что лента была новаторски исполнена, молодых зрителей привлекла крипипаста, известная под названием «Мне пишет мертвая бывшая». Когда едва ли не каждый из нас ведет активную жизнь в социальных сетях, проблемы сохранности доступа к своим данным стоят очень остро, но что происходит с аккаунтами умерших людей, почему они иногда обновляются, а временами с них даже приходят пугающие сообщения? Не особенно приветствующие тривиальные объяснения пользователи Сети напридумывали страшилок о жутком сетевом чистилище, где все грехи остаются навечно, и неупокоенных душах, которые мстят через файерволлы и антивирусные защитные редуты. Вот это и нравится фанатам в «Убрать из друзей».
Оригинальная «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» сама по себе оказалась тем еще феноменом, которому бурно растущий на рубеже веков Интернет послужил отличную службу – картина породила настолько сильный интерес к загадочной колдунье, проживающей в лесу Блэк-Хиллз, что в какой-то момент легенда о ведьме переросла фильм и любые самые смелые планы его создателей. Снимать простой сиквел на этом фоне было бы глупо, и авторы «Новой главы» поступили наиболее логично, продолжение они построили на изучении крипипасты, заполонившей Интернет: герои фильма хотят либо опровергнуть существование таинственной колдуньи, либо найти реальные следы ее деятельности. Не всем «Ведьма из Блэр» 2016 года показалась удачно задуманной и реализованной, но что-то в фильме определенно есть. Как минимум нестандартный подход к исходному материалу.
Хоррор-антология «Нулевой канал» с самого начала позиционировалась как экранизация наиболее популярных интернет-страшилок, и работу, проделанную авторами сериала, невозможно переоценить: на основе опубликованного в Сети «самиздата» сценаристы создали три блистательных сезона и замахиваются на четвертый. Первая история телешоу посвящена легенде о Свечной бухте, программе, которая якобы выходит в эфир на каналах, не занятых вещателями, и заставляющей детей убивать взрослых. Второй сезон посвящен крипипасте о Бесконечном доме, удивительной конструкции, затягивающей в лабиринт ужаса. Наконец, третий рассказывает о городке, где таинственные исчезновения наводят на мысли о действующем в окрестностях культе. Сериал продлен на четвертый сезон, так что страхов в коллекции поклонников крипипасты скоро прибавится.
«Рэйк» (2017)
Жуткое человекообразное существо, прозванное Рэйком, – едва ли не наиболее известный пример крипипасты после Слендермена. Тварь, которая по ночам набрасывается на путников или жителей отдаленных домов, всегда присутствовала в самых разных культурах и была известна всем возрастам – вспомните «Придет серенький волчок и ухватит за бочок», – но с приходом Интернета Рэйк стал «любимцем» публики. Сегодня Сеть наполнена фейковыми видео, демонстрирующими якобы встречи с таинственным монстром, существует несколько довольно серьезных исследований видеозаписей и даже документальный фильм о феномене. Грядет и полнометражный хоррор, но его уже опередили несколько короткометражек разной степени профессионализма. Познакомиться с атмосферой, окружающей чудище, можно в коротком ролике, снятом энтузиастами. Ну, и решить для себя, готовы ли вы сойтись с Рэйком лицом к лицу.
Несмотря на то что ритуал приглашения Полуночного человека корнями уходит в древнекельтскую языческую культуру, широкое распространение эта легенда получила с распространением доступа в Интернет – игра с призраком, который умеет использовать против тебя самые жуткие твои кошмары, задвинула подальше интерес к доске Уиджа или хрустальным шарам. Доступные подробные правила игры и четкие детали ритуала вкупе с леденящими душу свидетельствами тех, кто якобы сыграл с Полуночным человеком и выиграл, подвигли на создание сразу двух фильмов ужасов. Поинтереснее выглядит лента Трэвиса Заривны с Лин Шей в одной из главных ролей – в ней присутствуют все необходимые ингредиенты добротного хоррора: жуткая атмосфера, старинная загадка, жуткий монстр и симпатичная девушка, оказавшаяся в беде.
Американское ответвление знаменитого японского «Звонка» наряду с «Ведьмой из Блэр» еще один пример того, как обновить франшизу современными и актуальными пугающими деталями. Можно было сколь угодно долго мусолить тему загадочной видеокассеты, которую посмотрел и можешь отсчитывать семь дней до своего последнего вздоха, но режиссер Хавьер Гутьеррес и его сценаристы пошли другим путем – в цифровую эру они вошли с цифровым видео, главная проблема с которым банальна и всем нам хорошо известна, оно распространяется с космической скоростью. Разумеется, «Звонки» во многом действуют в рамках, заданных предыдущими картинами серии, но и мимо знаменитых крипипаст о существовании видео в Интернете, просмотр которого непременно приводит к мучительной смерти, авторы не прошли. Вот бы пиратски скачанные «Звонки» так действовали на преступающих закон зрителей, использующих нелегальные копии, но, увы, это всего лишь интернет-страшилка.
Легенда о том, что фотографии могут навредить людям, на которых они изображены, широко используется в литературе и кино, однако с массовым распространением мобильных телефонов со встроенными камерами проблема обрела иную грань – теперь мы щелкаем часто и помногу, но на бумаге фото почти не печатаем. Избавились ли мы от проклятий? Нет, нет и нет. Теперь поклонникам фотографирования себя любимых грозят другие жуткие последствия: монстры, которых можно увидеть только на фото, жуткие призраки, вторгающиеся в жизни тех, кто потревожил фотографированием место насильственных смертей, наконец, даже просмотр фотографий, где запечатлено расставание кого-то с жизнью, может навлечь беду. Все эти слухи с удовольствием распространяются на сайтах и форумах, а кино с удовольствием поддерживает атмосферу ужаса, например, хоррором «Селфи из ада», основанном на крипипасте о фотографиях, просмотр которых может вызвать темную сущность.