И без того запутанная хронология «Звёздных войн» — где четвёртый эпизод вышел раньше первого, а седьмой сразу после третьего — скоро станет ещё сложнее. Disney прямо сейчас выпускает «Книгу Бобы Фетта», на подходе сериалы «Асока» и «Андор», где все происходит в разные промежутки времени и по-разному встраивается в основную сагу. В этом материале мы решили составить свой путеводитель по франшизе и предложить ультимативный порядок, в котором нужно смотреть «Звёздные войны». Впрочем, не стесняйтесь спорить с нашим решением — в конце концов в мире Джорджа Лукаса у каждого свой индивидуальный путь.
Многие предпочитают смотреть «Звёздные войны» в хронологическом порядке, но это не наша дорога — уж слишком велика вероятность лишить себя части обаяния вселенной. Джордж Лукас не просто так начал историю именно с четвёртого, пятого и шестого эпизодов, а только потом снял приквелы: вся драматургия франшизы построена вокруг того, что мы сначала должны узнать историю Люка Скайуокера, а потом увидеть причины восхождения Империи и смерти джедайского ордена. Иначе зритель не будет, как главный герой, впитывать в себя законы нового мира. Иначе не удивится (хотя кто сегодня этому удивится?) неожиданному повороту с Дартом Вейдером в «Империя наносит ответный удар». Оригинальная трилогия — единственный правильный способ начать знакомство со «Звёздными войнами».
И, кстати, постарайтесь найти в Сети фанатские версии фильмов. В официальных ремастерах «Звёздных войн» уж слишком много ненужных CGI-дополнений, сделанных через десятки лет после создания картин и откровенно выбивающихся из эстетики картин. И да, Джордж, мы помним, что Хан стрелял первым.
Хронологически «Изгой-один» предшествует «Новой надежде», но этот фильм просто не может существовать без контекста оригинальной трилогии — и полностью раскрывается, только если вы уже знаете, что ждёт далёкую-далёкую галактику дальше. Здесь нам рассказывают, как повстанцы выкрали те самые схемы Звезды Смерти, благодаря которым Люк позже сможет уничтожить супероружие Империи. «Изгой-один» — самый удачный фильм «диснеевской» эпохи «Звёздных войн», суровый военный экшен, где нет джедаев, зато есть история простых людей, совершающих геройский поступок. К тому же это пока единственный полнометражный фильм франшизы, который интересно исследует феномен Силы как эдакой архаичной религии.
Раз уж мы двинулись в сторону спин-оффов, действие которых происходило до оригинальной трилогии, можно прихватить и «Хана Соло» — фильм, который рассказывает о жизни легендарного охотника за головами до его встречи с Люком, Оби-Ваном и компанией. Но это опционально — потому что картина, честно говоря, несколько обесценивает культовый образ. Тут оказывается, что Хан Соло приобрел все свои яркие черты и атрибуты (фирменный пистолет, друга Чубакку, Тысячелетний сокол, в конце концов) не на протяжении многих сотен приключений, а всего лишь за одно. Да и вообще, фильм вышел уж очень безопасным, что неудивительно: ведь продюсеры Disney прямо посреди съёмок уволили режиссёров Криса Миллера и Фила Лорда («Лего. Фильм», «Мачо и ботан») за то, что те слишком много себе позволяли. И взяли вместо них компетентного ремесленника Рона Ховарда, сделавшего в итоге такое же компетентное, но совершенно безжизненное кино.
Лиам Нисон в роли Квай‑Гон Джинна на кадре из фильма «Звёздные войны: Эпизод 1 — Скрытая угроза»
Расправились с полнометражными спин-оффами — время вернуться к саге Скайуокеров. В трилогии приквелов («Скрытая угроза», «Атака клонов», «Месть ситхов») Джордж Лукас отправляет нас назад во времени, когда далёкая-далёкая галактика ещё была увядающей республикой, а не фашистской Империей. Дух космического вестерна заменили политические баталии и шекспировская трагедия героя, Энакина Скайуокера, оказавшегося не на той стороне Силы под давлением окружающих сил. Вместо уютных декораций — передовые для рубежа веков цифровые спецэффекты. На момент выхода трилогию было принято ругать среди фанатов: мол, растеряла былой шарм, заигралась с компьютерной графикой, стала слишком раздутой. Но сейчас о приквелах в основном вспоминают с теплотой — это всё ещё авторские блокбастеры глубоко увлечённого своим миром человека. А уж сколько они подарили нам мемов, не сосчитать.
Действие «Войн клонов» начинается между вторым и третьим эпизодами «Звёздных войн» — мы знакомимся с новой героиней, Асокой, которая обучается мастерству джедая у пока ещё доброго Энакина Скайуокера. Изначально существовавший как приятное дополнение к номерным частям сериал к седьмому сезону превратился в одно из самых масштабных и важных произведений во вселенной. Форма анимационного сериала позволила «Войнам клонов» исследовать закоулки Галактики так, как это не могли сделать полнометражные фильмы. А новые герои, представленные тут — та же Асока, Бо-Катан или отряд 99, — стали для фанатов почти такими же культовыми, как и Люк Скайуокер или Хан Соло.
Влияние «Войн клонов» настолько сильно, что в какой-то момент сериал запустил отдельное ответвление в большой франшизе. У него теперь есть свои продолжения и спин-оффы — «Звёздные войны: Повстанцы» и «Звёздные войны: Бракованная партия», которые стоит посмотреть сразу после финала основного шоу.
Многие фанаты скажут вам, что трилогию сиквелов («Пробуждение силы», «Последние джедаи» и «Скайоукер. Восхождение») смотреть вовсе не стоит — любители «Звёздных войн», кажется, уже негласно выписали её из канона. И их можно понять: попытка Disney возродить франшизу не слишком удалась, эпизоды ударяются в самоповторы и едва ли добавляют что-то значимое в лор вселенной. Тем не менее по отдельности эти картины могут быть вполне любопытны (кроме девятой, она — полный провал). «Пробуждение силы» — как приятная ностальгическая открытка, хорошо работающая на тех, кто успел соскучиться по эстетике оригинальной трилогии Джорджа Лукаса. «Последние джедаи» любопытны как фильм по «Звёздным войнам», сделанный человеком, которому плевать на «Звёздные войны»: Райан Джонсон задаёт неудобные вопросы законам вселенной и стирает чёткую грань между Светом и Тьмой. Основная проблема не в самих этих фильмах, а в том, что они стоят бок о бок в общей истории и противоречат друг другу. Ошибка студии, но не талантливых авторов, которые делали картины.
Если идти по хронологии франшизы, то «Мандалорец» находится где-то между оригинальной трилогией и трилогией сиквелов. Но смотреть мы его предлагаем после «Скайуокера. Восход», чтобы лучше понять, почему люди так впечатлились этим сериалом. После непомерно раздутых, активно пытающихся вызвать чувство ностальгии фильмов Disney «Мандалорец» ощущается как глоток свежего воздуха: маленькая история на задворках Вселенной, уютный космический вестерн, где даже дешевизна декораций превращается в часть художественного почерка. Он явно не задумывался как флагманский проект, но в итоге им стал — и теперь «Звёздные войны» развиваются через историю немногословного охотника за головами. Во втором сезоне уже появились Асока и Бо-Катан из «Войн клонов» (первая вскоре получит отдельный сериал), а также Боба Фетт из оригинальной трилогии. У последнего теперь есть свой спин-офф, который мы даже не стали выводить в отдельный пункт: по сути, это «Мандалорец 2.5», и воспринимать его стоит именно так.
Если вы уже всё посмотрели или вам просто лень разбираться в запутанной хронологии «Звёздных войн», а наш материал только сделал хуже, есть идеальное решение. «Клонические войны» (не путать с «Войнами клонов», в оригинале у них идентичные названия) — мини-сериал из 25 серий по 5 минут, рассказывающий альтернативную историю приключений Энакина и Оби-Вана. На сегодняшний день он не признан каноном, так что смотреть его можно в отрыве от прочих произведений франшизы. Удивляют «Клонические войны» в первую очередь стильной анимацией Геннди Тартаковского, создателя «Первобытного», «Лаборатории Декстера» и «Самурая Джека», большого мастера делать эффектный 2D-экшен и рассказывать короткие креативные сюжеты.