Редко бывает, но бывает, что фильм -- уж чересчур шедевр, чем даже настораживает. В "Герое" Чжана Имоу шедеврально все -- сюжет, ритм, драки, Джет Ли, спецэффекты, цвета. Может быть, оттого он кажется несколько суховатым. Но каждому свое. Любители блокбастеров увидят за скромных 30 млн. долларов ошеломляющую массовку, дворцы и пустыни, костюмы и вооружение, вставшие бы Голливуду вдвое-втрое дороже.
Редко бывает, но бывает, что фильм – уж чересчур шедевр, чем даже настораживает. В "Герое" Чжана Имоу шедеврально все – сюжет, ритм, драки, Джет Ли, спецэффекты, цвета. Может быть, оттого он кажется несколько суховатым. Но каждому свое. Любители блокбастеров увидят за скромных 30 млн. долларов ошеломляющую массовку, дворцы и пустыни, костюмы и вооружение, вставшие бы Голливуду вдвое-втрое дороже.
Любители разных единоборств добавят к мельнице Джета Ли еще несколько мельниц – девушки Мэгги Чеун, молодых Донни Йена и Чжан Зийи, а также Тони Леуна, к сожалению, в жизни недавно покончившего с собой. Любители кроссвордов, наконец, потешат свой непревзойденный интеллект экзотической притчей с десятком контекстов и подтекстов. Давно не выходило таких концентрированных притч.
Китайцам, конечно, легче – они знают свою историю и в фильме вникают во все остальное: в конфуцианские значения цветов, в подробности искусства каллиграфии, в богатые нюансы пантомимы. Нам это "все остальное" только добавляет уверенности, что фильм содержательный, основательный, недурацкий, а для смотрения предостаточно III века до Рождества Христова. Оказывается, в 475-221 г.г. до Р.Х. в Китае было семь царств, и они воевали, пока всех их не победило Цинь. Родоначальником цинской династии стал некий Ин Чжен – историческое лицо, известное в качестве первого высочайшего императора. Тогда уже у него было свое ФСБ и свои оперативники. Они тусовались в империи и вылавливали террористов, мстящих за побежденные царства. Заморочек во внутриполитической ситуации и придворном церемониале было, конечно, много, но не более, чем сейчас. Жизнь протекала вполне современно. У террористов своя правда, у ФСБ – своя, а у империи – третья.
"Герой" чисто конфуциански разматывает иерархию этих правд, выясняя попутно вопрос на все времена – чего стоит, в конце концов, оказаться правее. Оперативник по прозвищу Безымянный (Джет Ли) обезвредил аж трех героических нелегалов. Начал с одинокого Сломанного Меча. Нашел в каком-то борделе, вызвал на честный бой, и вот все в серо-синем цвете под проливным дождем, и они двое медитируют. Ты меня убьешь или я тебя убью. Очень красиво, очень поэтично, но главное – очень быстро, потому что потом предстоит найти и обезвредить еще двоих, мужа с женой, замаскированных под монахов. И мало того что будет любовь, дружба, школа, осада монастыря, драки-драки, бог знает сколько всего. Вся история в целом будет меняться трижды, в том числе на красную и белую: когда ей в изложении Безымянного не поверит Ин Чжен, когда он как бы догадается, как было на самом деле, и когда Безымянный ему все-таки объяснит, что на самом деле все было еще проще. Ничего не было.
Китайцам опять же смотреть "Героя" волнительно, поскольку он заметно отсылает к недавним событиям на площади Тянаньмынь, к реформам Дэн Сяопина и к их сегодняшним жизненным перспективам. Вот, правда, Чжан Имоу не учел всплеск атипичной пневмонии. Нам смотреть неволнительно, нам до их перспектив – как до неба, хотя пневмония, конечно, до нас обязательно доберется. Но оторваться нельзя, как от гипноза – пока не кончится. Причем вовсе не по вопросу, убили Сломанного Меча или все-таки не убили, подействовал супер-прием Безымянного или не подействовал. Фильм, пока не кончится, учит принимать окончательные решения – то, что сегодня гораздо более дико, чем кровь, грязь и всякие сенсационные новости. Эх, как бы хоть раз в своей жизни принять окончательное решение.
Отсутствие крови полностью компенсируют сказочные спецэффекты. Как Он сотрясением воздуха от своего меча рушил целые стены. Как Она сотрясением воздуха от своего меча останавливала мириады летящих стрел. Как Они все летали, пока дрались ногами, как бегали по морю, аки посуху – только в первый момент это кажется смешно, а потом умиротворяет, потому что правильно. Если речь идет о концентрации, не может иначе выглядеть концентрированная реальность.
И, думается, отсутствие призов в присутствии номинаций на "Оскар" и на режиссуру во время Берлинского фестиваля – это признание "Героя" слишком прекрасным для фестивалей, для "Оскара" и для нашей жизни вообще.
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.