Когда студия Walt Disney приняла эстафету у Джорджа Лукаса, она взялась за создание фильмов из цикла «Звездные войны» с присущим голливудскому гиганту напором
Мы не можем до премьеры раскрыть все тайны этой картины, но мы многое можем рассказать о фантастическом блокбастере, героям которого предстоит выкрасть планы «Звезды Смерти», чтобы Люку и Лее было что передать повстанцам в начавшем эпопею фильме «Звездные войны. Эпизод IV: Новая надежда».
Предыстория
Джордж Лукас и его команда не отличались особой продуктивностью в деле создания фильмов из цикла «Звездные войны». После первой трилогии, работа над которой заняла около десяти лет, Лукас почти два десятилетия молчал, пока в самом конце прошлого столетия не разразился трилогией приквелов, а затем занялся мультсериалом «Звездные войны: Войны клонов». Но это не значило, что его команда сидела сложа руки и ждала, пока мэтр придумает новый проект. На студии Lucasfilm были и другие творцы, и они работали в стол в надежде, что рано или поздно Лукас найдет время для их замыслов или позволит кому-нибудь другому их реализовать. Так что, когда сейчас Walt Disney продолжает эпопею, она не только ищет новые идеи, но и направляет в производство проекты лукасовской эпохи. Среди них оказался и «Изгой-один».
Когда Лукас завершил работу над трилогией приквелов, он надеялся покорить телевидение. Для детей у него были подготовлены анимационные «Звездные войны: Войны клонов», а для взрослых он планировал выпустить фантастико-криминальный сериал «Звездные войны: Преступный мир», вдохновленный классическими нуарными детективами и фильмами и сериалами о мафии. Действие шоу должно было развиваться на нижних уровнях столичной планеты Корусант, которые считаются средоточием галактического порока. Хотя, конечно, нравы там куда менее жесткие и более честные, чем на верхних уровнях, где живут галактические политики, толстосумы и прочие сильные мира «Звездных войн».
Ходят слухи, что Лукас так далеко продвинулся в работе над «Преступным миром», что подготовил черновые сценарии десятков серий. Предполагалось, что сериал будет показываться на платном кабельном телевидении. Так что он должен был быть как минимум столь же жесток и откровенен, как «Клан Сопрано». Этот проект так и не был реализован, но нынешняя глава Lucasfilm Кэтлин Кеннеди не исключает, что со временем «Преступный мир» увидит свет.
Сообщения о работе над «Преступным миром» подстегнули фантазию сотрудников студии, и ведущий специалист входящей в Lucasfilm спецэффектной компании Industrial Light & Magic Джон Нолл предложил посвятить несколько серий похищению планов «Звезды Смерти». Напомним, что в начале «Новой надежды» планы уже в руках принцессы Леи, и фильм ничего не рассказывает о том, как повстанцы заполучили чертежи, которые в кульминации используются для уничтожения суперстанции Империи.
Кто такой Джон Нолл? Это соавтор ранних версий графического пакета Adobe Photoshop и один из лучших в киномире специалистов по компьютерной графике. Он работал над спецэффектами приквелов «Звездных войн», сериалов «Пираты Карибского моря» и «Гарри Поттер», блокбастеров «Аватар» и «Тихоокеанский рубеж»… А также многих других известных фильмов и эпопей.
Лукасу идея Нолла не пригодилась. Действие «Преступного мира» должно было развиваться в иную эпоху, и было бы странно вставить в сюжет путешествие во времени только для того, чтобы потрафить Ноллу. Так что наработки отправились в архив. Но когда почти десять лет спустя студия перешла в другие руки и стало известно, что диснеевцы хотят не только продолжить основное повествование «Войн», но и выпускать побочные, отдельно стоящие картины с действием в мире «Войн», Нолл решил, что его час пробил. Ведь его замысел мог быть основой как для нескольких телесерий, так и для полнометражного блокбастера.
Почему диснеевцы решили работать над отдельно стоящими «звездными» фильмами? Потому что это позволяет выпускать по фильму каждый год, не перегружая творческие группы и звезд. В то время как одна команда трудится над основным циклом, другие группы работают над лентами, которые выходят в промежутках между «номерными» эпизодами «Войн».
У такого подхода есть художественные достоинства, и он расширяет спектр историй о мире «Войн», которые диснеевцы могут рассказать. Но в первую очередь, конечно, Walt Disney хочет поскорее окупить свои вложения в Lucasfilm и наковать как можно больше железа, пока оно горячо. Кроме того, опыт марвеловских супергеройских фильмов показал, что публика не возражает против постоянного притока новых картин из популярного цикла. Особенно если цикл регулярно вводит новых персонажей и разнообразит действие, а не предлагает каждый год одно и то же кино с небольшими вариациями.
Поначалу Нолл неофициально зондировал почву на студии, а затем решился представить свои наработки на суд Кеннеди и других продюсеров, отвечающих за диснеевские «Звездные войны». Возразить против предложений Нолла было трудно, так как его замысел был отличным первым ответвлением цикла – тесно связанным с сюжетом основных фильмов, но при этом отличным от них, поскольку в картине не должно было быть джедаев и решающих сражений повстанцев с имперцами.
Вместо звездной войны лента Нолла предлагала звездную тайную операцию в исполнении обычных существ без запредельных способностей. По духу она должна была быть ближе к классическому военному боевику «Грязная дюжина» и к «Бесславным ублюдкам» Квентина Тарантино, чем к традиционным приключенческим историям о триумфе Добра над Злом, и это многих привлекало. Поэтому проект был одобрен и запущен в предварительное производство. Это случилось в 2014 году.
Работа над фильмом
2014-й был годом голливудского дебюта британского постановщика Гарета Эдвардса. Выходец из Уэльса произвел сильное впечатление на специалистов, когда в 2010 году выпустил в Британии примечательную фантастическую ленту «Монстры», снятую в пяти странах всего за 500 тысяч долларов. За это достижение Эдвардс был вознагражден должностью постановщика «Годзиллы» с бюджетом в 160 миллионов долларов, что сделало его одним из мировых рекордсменов по «бюджетному скачку» (то есть по соотношению бюджетов нового и предшествующего кино). По опыту последних десятилетий мы знаем, что такие резкие прыжки далеко не всегда удаются, но Эдвардс сдюжил. Его «Годзилла» стала международным прокатным хитом со сборами в 530 миллионов долларов и с довольно высокими, хотя и не однозначно положительными оценками критиков и киноманов.
В том же мае 2014 года, когда «Годзилла» вышла в свет, Walt Disney и Lucasfilm официально объявили, что Эдвардс возглавит работу над первым побочным фильмом «Звездных войн», основанным на замысле Нолла. Писать сценарий был нанят другой британец – бывший игровой журналист, а ныне сценарист и автор комиксов Гэри Уитта, сочинивший «Книгу Илая» и «После нашей эры».
Честно говоря, трудно сказать, что в откровенно слабом фильме Найта Шьямалана и Уилла Смита убедило диснеевцев, что Уитта достоин работать над «Звездными войнами». Впрочем, студия быстро опомнилась, и в январе 2015 года новым сценаристом картины стал Крис Вейц, соавтор «Американского пирога» и режиссер блокбастеров «Золотой компас» и «Сумерки. Сага. Новолуние». Три месяца спустя, в марте 2015 года, студия сообщила, что картина будет называться «Изгой-один». В контексте фильма это позывной корабля главных героев, а в контексте цикла – намек на то, что это первая побочная постановка, а не обычный приквел или сиквел.
Хотя Вейц, оттеснив Уитту, стал основным сценаристом картины, он не переписал ее с нуля. Ко времени его появления в проекте группа уже согласовала перечень действующих лиц, и Эдвардс тогда же, в начале 2015 года, приступил к кастингу. Следуя нынешнему диснеевскому курсу на «прогрессивность», который уже проявился в «Пробуждении Силы», создатели картины решили, что центральным персонажем ленты будет женщина и что среди ее сподвижников будут представители разных рас и народов.
После продолжительного кастинга, в котором участвовали такие киноактрисы, как сестры Руни и Кейт Мара, а также телезвезда Татьяна Маслани (лауреат «Эмми» за изображение множества персонажей в фантастическом сериале «Темное дитя»), главную роль в «Изгое-один» получила англичанка Фелисити Джонс, номинантка «Оскара» за байопик «Вселенная Стивена Хокинга» и звезда недавнего триллера «Инферно». Среди ее партнеров оказались мексиканец Диего Луна, знаменитый гонконгский актер и мастер боевых искусств Донни Йен, китайский актер и режиссер Цзян Вэнь, британский пакистанец Риз Ахмед и темнокожий лауреат «Оскара» Форест Уитакер.
По традиции цикла студийные съемки проходили на британской студии Elstree Studios, одном из любимых мест Джорджа Лукаса в Англии. Там снимались три первых фильма «Звездных войн», а также третий приквел. Еще была задействована британская студия Pinewood (она же «студия бондианы»), где снималось «Пробуждение Силы».
Действие фильма развивается на нескольких планетах – пляжной планете Скариф, пустынной планете Джедха, дождливой планете Ла’му, темной планете Эаду и на уже знакомом нам тропическом Явине IV, где во времена «Новой надежды» располагалась база повстанцев. Чтобы показать тропики, пустыни и холодные края, съемочная группа прокатилась на Мальдивы, в Иорданию и в Исландию. Как заметил по этому поводу Эдвардс: «Я хотел показать природный рай, и мы поехали на Мальдивские острова».
Одна из сцен на «Звезде Смерти» была снята на лондонской станции метро Canary Wharf. Это вторая по пассажиропотоку станция Лондона, так что съемки на ней шли глубокой ночью, когда Canary Wharf закрыта для публики. Британские зрители были весьма шокированы, когда увидели в трейлерах знакомую станцию, построенную в футуристическом стиле и вполне подходящую для космического кино.
В феврале 2016 года Walt Disney сообщила, что картина в основном завершена. Однако ближе к лету начались дополнительные съемки. Ими руководил сценарист и режиссер Тони Гилрой, соавтор цикла о Джейсоне Борне и номинант режиссерского и сценарного «Оскара» за юридический триллер «Майкл Клейтон». Сразу пошли слухи, что студия Disney сочла предварительный монтаж картины слишком мрачным и недостаточно «лукасовским». Говорили, что Эдвардс перегнул палку, когда стилистически сориентировался не на «мягкие» приключенческие, а на «жесткие» военные фильмы. Хотя его задача как раз и состояла в том, чтобы снять нестандартное для цикла кино, студии якобы не понравилось, насколько нестандартная картина получилась у режиссера.
Тогда эти слухи особенно не комментировали, сейчас же их отрицают. По словам режиссера, все было ровно наоборот. Студии настолько понравился отснятый материал, что она существенно расширила бюджет картины и увеличила втрое количество спецэффектов. А так как до намеченной премьеры оставался всего год, то Эдвардсу понадобился не заместитель, а режиссер-сподвижник для быстрого перевода картины на новый спецэффектный уровень и создания новой монтажной версии из огромного объема уже отснятого материала.
Что же касается дополнительных съемок, то они были запланированы изначально, как это обычно делается при создании блокбастеров. Просто в данном случае они оказались более продолжительными и сложными, чем это бывает. Так что Эдвардса от проекта никто не отстранял – они с Гилроем работали в паре, как это уже было, когда нужно было доводить до ума «Годзиллу».
Как бы то ни было, для зрителей важнее всего, что Walt Disney и Lucasfilm очень серьезно относятся к своим проектам и с готовностью их улучшают, идя на дополнительные расходы. Кроме того, нет ничего странного и плохого в том, что Эдвардс не сразу попал в точку. Ведь для цикла «Изгой-один» – проект отчасти экспериментальный, и было бы удивительно, если бы все эксперименты увенчались успехом. На то и художественный поиск, что желаемое находишь не сразу.
Персонажи «Изгоя-один»
Кого же мы увидим на экране, когда придем смотреть «Изгоя-один»? Начнем по порядку.
Джин Эрсо – главная героиня фильма, которую создатели «Изгоя-один» порой сравнивают с Ханом Соло. Как и Хан, Джин не всегда была морально безупречной, и ей трудно до конца доверять. Однако повстанцы поручают ей кражу планов «Звезды Смерти», поскольку станцию разработал ее отец Гален Эрсо. Джин сыграла Фелисити Джонс.
Кассиан Андор – второй главный герой фильма. Это опытный и уважаемый офицер разведки повстанцев, которого посылают вместе с Джин, чтобы поддержать ее и гарантировать, что она не предаст повстанцев. У Кассиана есть помощник – перепрограммированный имперский дроид K-2SO, который во многих отношениях являет собой полную противоположность C-3PO. Андора сыграл мексиканец Диего Луна, герой голливудской ленты «Грязные танцы 2: Гаванские ночи».
Бодхи Рук – бывший имперский пилот, который перешел на сторону повстанцев. Он тоже участвует в операции Джин. Его сыграл британский пакистанец Риз Ахмед, герой английской комедии об исламских экстремистах «Четыре льва».
Чиррут Имве – опытный и выдающийся воин повстанцев, которому лишь немного мешает его слепота. Чиррут не является джедаем, но верит в Силу и надеется на нее. Он сражается посохом и лучевым арбалетом. Его сыграл гонконгский актер Донни Йен.
Бейз Малбус – лучший друг и напарник Чиррута, который служит его глазами. В отличие от Имве, он не верит в духовные материи и полагается на лучевую пушку. Бейза сыграл китайский актер Цзян Вэнь.
Со Геррера – повстанец с планеты Ондерон, который воюет еще со времен Войн клонов. Тогда он противостоял сепаратистам, сейчас сражается против Империи. В отличие от многих повстанцев, Геррера не гнушается экстремистскими, террористическими методами. Это персонаж из мультсериала «Звездные войны: Войны клонов», которого в «Изгое-один» сыграл Форест Уитакер.
Гален Эрсо – ученый и инженер, ведущий конструктор «Звезды Смерти». Как и создатель атомной бомбы Ричард Оппенгеймер, он отнюдь не в восторге от того, чем занимается. Это отец Джин Эрсо, давно не видевший дочь. Галена сыграл Мадс Миккельсен, главный злодей «Доктора Стрэнджа» и телесериала «Ганнибал».
Орсон Кренник – безжалостный и коварный имперский военный, который руководит созданием «Звезды Смерти». Это главный злодей картины. В отличие от Галена, Орсон не мучается угрызениями совести. Его сыграл австралиец Бен Мендельсон, один из злодеев блокбастера «Темный Рыцарь: Возрождение легенды».
Мон Мотма и Бейл Органа – лидеры Сопротивления, знакомые нам по предыдущим фильмам «Войн». Напомним, что Бейл – член королевской семьи Альдераана и приемный отец принцессы Леи. Мон и Бейла сыграли Женевьев О’Райли и Джимми Смитс.
Дарт Вейдер – бывший джедай играет небольшую, но значимую роль в событиях «Изгоя-один». Его, как обычно, озвучил Джеймс Эрл Джонс. Костюм Вейдера по очереди носили несколько рослых и мощных каскадеров.
Губернатор Таркин – влиятельнейший имперский политик, который в «Новой надежде» командовал «Звездой Смерти» и погиб вместе с ней. Поскольку игравший его Питер Кушинг скончался в 1994 году, Таркина для «Изгоя-один» воссоздали с помощью фотореалистичной компьютерной графики.
Ожидания
Студия Walt Disney не рассчитывает, что «Изгой-один» обойдет по сборам «Пробуждение Силы», но судя по тому, как разлетаются билеты на премьерные сеансы, студия с лихвой окупит вложенные в картину 200 миллионов долларов.
Уверенность в это вселяют и ранние отзывы, которые более благоприятны, чем в случае «Пробуждения Силы». Кое-кто даже пишет, что это лучший фильм «Войн» после «Империя наносит ответный удар». Что ж, посмотрим. И будем надеяться, что практика создания отдельно стоящих лент цикла будет продолжаться и он будет процветать.
Мы уже знаем, что нас ждет картина о молодом Хане Соло, над которой работает режиссерский дуэт Фила Лорда и Кристофера Миллера, и что в будущем Walt Disney хочет снять фильм о наемнике Бобе Фетте и о магистре Йоде. Но провал «Изгоя-один» может разрушить планы студии, и этого очень бы не хотелось. К счастью, ничто не указывает на то, что «Изгой-один» может потерпеть неудачу.