Нуднейшая двухчасовая прелюдия перед финалом «Голодных игр», который выйдет на будущий год
После ее спасения с арены Игр Китнисс Эвердин (Дженнифер Лоуренс) оказывается в 13-м дистрикте, который официально считается уничтоженным во время войны. На самом деле неуязвимые даже для мощных бомб подземные убежища дистрикта служат центром сопротивления Капитолию. Президент дистрикта Альма Койн (Джулианна Мур) просит Китнисс сняться в нескольких роликах, пропагандирующих восстание, и девушка быстро осваивается в новой для себя роли. Тем временем Капитолий использует в тех же целях оставшегося в столице Пита (Джош Хатчерсон), и Китнисс остается лишь с ужасом наблюдать, как ее любимый призывает повстанцев сдаться.
Голливуду пора завязывать с распилом книг на несколько фильмов. Это еще можно оправдать в случае «Хоббита», где каждая из трех картин – грандиозное эпическое приключение, и в случае финального «Гарри Поттера», потому что Джоан Ролинг сочинила столь объемный и набитый событиями том, что его трудно было бы запихнуть в одну ленту без радикальных сокращений. Но раздел «Сойки-пересмешницы» на два фильма – это чудовищная ошибка. По крайней мере, с точки зрения зрителей, которые ходят на «Голодные игры» не для того, чтобы часами любоваться на перекошенное страданием лицо Лоуренс в роли Китнисс. Да, эта актриса может тащить на себе «разговорное» кино, но в образах совсем другого плана. Китнисс – экшен-героиня, и она должна действовать. Иначе публике становится скучно. И первая серия «Сойки-пересмешницы» – это два часа беспробудной скуки.
Сьюзен Коллинз, надо заметить, в этом не виновата. Она написала «Сойку» по тому же шаблону, что и два первых тома «Голодных игр». Сперва много разговоров, а затем – обильный экшен и эффектная кульминация. И не вина Коллинз, что голливудцы решили распилить книгу пополам и в первой серии ограничиться сценами, в которых Китнисс прячется от Капитолия в бункере, обсуждает съемки пропагандистских роликов и выходит на поверхность лишь тогда, когда это относительно безопасно. В контексте «Сойки» в целом можно было бы сказать, что героиня, как Илья Муромец, отсиживается на печи и копит силы, чтобы затем слезть и отправиться-таки на войну. Но так как военный финал под названием «Часть II» выйдет лишь через год (не через несколько месяцев, а именно через год, в следующем ноябре), то «Часть I» оказывается сагой об Илье на печке. Хотели бы вы увидеть такое кино? Если да, то на вашей улице праздник. Если же нет, то вы в большинстве – в том большинстве, которое ждет, что Китнисс за целый фильм больше одного раза выстрелит из лука.
Совсем вину с Коллинз, впрочем, снять нельзя. Она явно могла придумать что-то поинтереснее, чем производство примитивных роликов, которому посвящены две трети «Сойки» (книги, не фильма). И самая идея выстраивания этих роликов вокруг Китнисс нелепа, потому что людей должны поднимать на «справедливую войну» предводители восстаний. Таков весь мировой опыт до недавних событий на Украине включительно. Это работает, даже если вождь картавый и плюгавый, потому что лидерство автоматически добавляет сто очков харизмы. Если же ваш «фюрер» – статная дама с лицом и голосом Джулианны Мур, то кому нужна Китнисс? Пусть представит мадам Койн тем, кто никогда о ней не слышал, и отойдет в сторонку, чтобы не мешать госпоже президенту поднимать угнетенные массы. И даже если это не лучшая идея с точки зрения эффективности пропаганды, трудно представить, чтобы такая властная и амбициозная женщина, как Койн, позволила какой-то малявке делать ее работу.
В фильме, однако, она не только позволяет, но и убеждает Китнисс переквалифицироваться в актрисы, и так героиня и поступает. И вот она бродит, бродит и бродит в кадре, а за ней по пятам следуют режиссер и операторы, фиксирующие девушку в самых эффектных позах и записывающие ее самые зажигательные реплики. Выглядит все это, как уже говорилось, запредельно нудно. Потому что нас, зрителей, не нужно убеждать, что с Капитолием надо сражаться. И в фильме нет ни единого персонажа (кроме, естественно, жителей Капитолия), кто не был бы уверен в правоте Китнисс. Так что два часа картина тратит фактически впустую, на повторение очевидных мыслей и демонстрацию простейших пропагандистских приемов.
Да, в «Части I» есть сцена-другая, где температура зрелища поднимается. Но они лишь подтверждают правило и всякий раз разочаровывают. Короткие экшен-фрагменты без участия основных героев, смешные, но редкие клоунские выходы Элизабет Бэнкс и Вуди Харрельсона, почти лишенное страсти романтическое объяснение Китнисс и Гейла… И кульминационные кадры, в которых героиня наблюдает на мониторе, как спецкоманда повстанцев пытается проникнуть в Капитолий и освободить Пита. Любому ясно, что в этом фрагменте Китнисс должна была быть не у экрана, а на экране, среди «спецназовцев». Но Коллинз ей этого не позволила, и создатели фильма пошли у писательницы на поводу, упустив свой последний шанс сделать картину увлекательной.
С 20 ноября в кино.