Обзор иностранной прессы по фильмам «Пленницы» и «Капитан Филлипс»
Изолента, наручники или веревки, какая-нибудь труба либо батарея, оружие для устрашения и правильный настрой – минимальный набор, необходимый человеку, который задумал взять кого-то в заложники. За правильным настроем обычно скрывается отчаяние. Если человек решил податься в захватчики, значит, других путей решения своей проблемы он не видит. В наше время до агонии и крайних мер могут довести всего две вещи – деньги и близкие.
Главный герой потерял свою шестилетнюю дочь и ее подружку. Когда взрослые хватились, что нигде не слышно ребячьего смеха и звонких девчачьих голосов, они кинулись на поиски, но все оказалось без толку. Единственное, что еще дает силы надеяться на спасение потерявшихся девочек, – потертый и весьма невзрачный фургончик, стоявший на улице, где играли пропавшие. Водителя фургончика вызывают на допрос и задерживают, но за неимением улик отпускают. Полиция в тупике, а родители в панике. Цепляясь за мизерные шансы найти дочь, отец берет в руки ружье, пленит парня из фургона и сам берется за поиски.
Фильм, построенный на панике, отчаянии, страхе, загадочности и агонии, априори может похвастать сильным психологическим элементом. На плечи актеров падает тяжкий груз: нужно по-разному отразить схожие эмоции и при этом не скатиться до однообразия – зритель должен видеть, как героем овладевают разные эмоции. Демонстрировать на экране ураган переживаний, чередующийся с полным опустошением, был призван Хью Джекман. Вместе с ним девочек ищет Джейк Джилленхолл, а злополучным фургончиком рулит Пол Дэйно. Боеспособный актерский состав, но, чтобы его собрать, понадобилось почти 2 года.
Ленту анонсировали еще зимой 2011 года. Сценарий Аарона Гузиковского нашли в голливудском «Черном списке», и продюсер Эндрю Косов сразу же взялся за его разработку. Режиссера нашли быстро – миновав кандидатуру Брайана Сингера, контракт подписали с Дени Вильневом, а вот с кастингом пришлось попотеть.
«Не было никакого производственного ада, ад случился на стадии кастинга. Мы ищем актера, способного передать характер, сыграть главную роль и вписаться в тональность истории. Персонажу предстоит делать ужасные вещи. Долгое время за проектом был закреплен Леонардо Ди Каприо, и за ним оставался выбор режиссера, которого мы с ним так и не подобрали», – говорил в интервью The Playlist Эндрю Косов в декабре 2011 года.
Помимо Лео роль сурового жителя глубинки предлагали Майклу Фассбендеру, Джереми Реннеру и Марку Уолбергу, но в конце концов в марте 2012 года на борт «Пленниц» поднялся Хью Джекман. Тональность, в которую предстояло вписать Хью, сравнивали с классическими представителями этого жанра – «Таинственная река», «Молчание ягнят» и «Семь». Также проводились параллели с «Заложницей» и «Соломенными псами». Даже при наличии зыбких точек соприкосновения «Заложницу» в один ряд с «Семью» не поставишь – это два совершенно разных фильма, но, как поведал Хью Джекман, в этом и задумка.
«Фильм “Пленницы” не подходит под определение триллера-вендетты, потому что я бы сказал, что в нем сочетаются сразу две картины. Отчасти это лента из разряда “Кто же виноват?”, а отчасти – классический триллер, который держит зрителя в напряжении. Вы понятия не имеете, чем все закончится. Сюжет затягивает, и, когда я смотрел фильм в зале, все вокруг охали и ахали. Люди не могли оторваться вплоть до самого конца», – цитирует Джекмана британский филиал MTV.
В рядах изумленной публики оказались почти все западные рецензенты, даже включая тех, кто известен крайне избирательным вкусом.
«Фильм принадлежит к разряду тех триллеров, которые поражают, выбивают из колеи и давят на психику. В Голливуде мстительные мотивы переваривают уже 40 лет, но Дени Вильнев рискнул найти новую нишу», – остался в восторге Оуэн Гляйберман (Owen Gleiberman/Entertainment Weekly).
«”Пленницы” пропитаны поэтической энергетикой, которую редко встретишь в американских триллерах. Последний раз нечто подобное наблюдалось в “Зодиаке”, “В спальне” и “Таинственной реке”», – поделилась своими соображениями Клаудия Пюиг (Claudia Puig/USA Today).
«Сюжет закручивается все сильнее и сильнее, и вместе с тем растет напряжение. В конце концов фильм достигает кульминации, и зритель доволен, несмотря на предсказуемость. Особенно нужно отметить работу звукорежиссера, который добавил финальной сцене очень тонкую нотку, сделав всю историю абсолютно идеальной. “Пленниц”, быть может, временами было сложно смотреть, но все сделано так талантливо, что бросить фильм на полпути еще сложнее», – написал Стивен Фарбер (Stephen Farber/The Hollywood Reporter).
«Некоторые спишут “Пленниц”, решив, что это бесстыдный плагиат, но, как и “Таинственная река”, фильм настолько искусно собран и грамотно рассказан, что любые упреки меркнут. Вильнев неторопливо и неприметно строит характеры персонажей и в самых неожиданных местах раскрывает всю тревогу героев. Его работа с образцовыми актерами вылилась в ленту, производящую пугающий эффект. Вдобавок там уйма сюжетных поворотов, которые никак нельзя предвидеть», – оценил «Пленниц» Питер Траверс (Peter Travers/Rolling Stone).
«Даже при растянутом хронометраже (146 минут) “Пленницы” – это самый насыщенный киноопыт года. Такое никогда не забыть», – поражен Ричард Репер (Richard Roeper/Chicago Sun-Times).
Незабываемый триллер с шокирующим непредсказуемым сценарием вышел в российский прокат. Релиз состоялся 26 сентября.
Грабеж как средство заработать – известное дело. Морских грабителей называют пиратами, а современное пиратство – это Сомали. В апреле 2009 года в открытом море недалеко от берегов Африки сомалийские пираты захватили грузовое судно, но ничего с ним поделать не смогли. Не получив ничего ценного, налетчики взяли в заложники капитана корабля – Ричарда Филлипса, который сдался в плен, чтобы спасти свою команду. Он провел несколько дней с захватчиками, а после его спасения все переживания вылились в книгу «Долг капитана».
В том же самом 2009 году права на книгу были выкуплены Columbia Pictures. Ленту доверили Полу Гринграссу, а уже постановщик пригласил на борт проекта и палубу корабля Тома Хэнкса. К слову, о кораблях: ленту снимали на точной копии того самого судна Maersk Alabama, которое атаковали пираты. Само собой, большая часть съемок проходила на воде, и производственной группе от этого приходилось несладко.
«Почти весь материал был отснят на море. “Капитан Филлипс” вышел самым выматывающим фильм из тех, что были у меня и моей команды, – хотя бы из-за качки и волн. Несмотря на это, Хэнкс тихо и терпеливо делал свою работу», – рассказывал британскому Standard.co.uk Пол Гринграсс.
В «Капитане Филлипсе» прослеживается почерк «Борна» и других работ Гринграсса, однако фильм также сравнили с оскаровским номинантом «Цель номер один», и это можно счесть за комплимент.
«Со своим неудержимым энергичным стилем Гринграсс даже коробку с кашей открывал бы зрелищно, поэтому не было почти никаких сомнений, что он с успехом расскажет подобную историю, которая в придачу ко всему еще обладает неуловимым политическим подтекстом. В любом случае фильм вцепляется в зрителя и не ослабляет хватки до конца», – изложил свой вердикт Тодд МакКарти (Todd McCarthy/The Hollywood Reporter).
«”Капитана Филлипса”, без сомнения, сравнят с “Целью номер один”, в которой история тоже рассказывался по вырванным из газет заголовкам. Однако в этом случае сценарист и режиссер не меньше внимания уделяют человеческому элементу, поскольку именно люди в центре событий. Очень жаль, что плохих парней не сделали такими же многогранными, как главного героя», – написал Алонсон Дуральде (Alonso Duralde/The Wrap).
«Никто в современном кинематографе, за редким исключением Кэтрин Бигелоу и Кена Лоуча, не снимает реальность лучше Гринграсса. Но в то же время фильм страдает от непонятного чувства, что где-то мы это уже видели – как в фильмографии Гринграсса, так и в отличной норвежской ленте “Заложники”», – с легким оттенком досады констатировал Скотт Фундас (Scott Foundas/Vairety).
«Сложно представить “Капитана Филлипса” в исполнении любого другого режиссера. Пол Гринграсс сделал “Филлипса” именно таким, каким его ожидали те, кто знаком с его работами», – подытожил Эрик Кон (Eric Kohn/indieWire).
До России «Капитан Филлипс» и его грузовое судно доплывут 5 декабря.