Главный сериал весны – многосерийный проект «Фишер» от линейки Wink Originals. Удивляющий своим размахом и мрачностью детектив об охоте на убийцу детей, действовавшего в Московской области в 1980-х годах, венчает собой проснувшийся в последнее время интерес местных шоураннеров к одиозным фигурам серийных убийц – как реальным, так и вымышленным. Film.ru подобрал десять отечественных сериалов про безжалостных и хладнокровных извергов, от которых у зрителей гарантированно пойдут по коже мурашки.
В 1986 году в Одинцовском районе, неподалеку от правительственных дач Громыко и других высокопоставленных чиновников, находят изуродованный труп ребенка. За расследование берется дуэт столичных следователей (Александр Яценко и Александра Бортич), в помощь которым по распоряжению прокуратуры вызывают из Ростова коллегу, специализирующегося на серийных убийствах. Зацепок и улик у команды почти нет, кроме свидетеля-школьника, встретившего в лесу великана с окровавленным телом. И над каждым из трех сотрудников следствия помимо необходимости поймать преступника висит дамокловым мечом личная проблема, мешающая сосредоточиться на деле, требующем невероятных усилий.
Создатели «Фишера» (дуэт режиссеров Сергей Тарамаев и Любовь Львова, сценаристы Сергей Кальварский и Наталья Капустина и почти десяток продюсеров, среди которых имена Фёдора Бондарчука и Жоры Крыжовникова) тоже провели немалую работу. История реального серийного убийцы Сергея Головкина, взявшего творческий псевдоним в честь великого гроссмейстера, испытывавшего проблемы с головой, наводила страх на родителей того времени. Переработанные из уважения к жертвам события тянутся небыстро – фокус здесь на долгой и монотонной коллективной работе совершенно не похожих друг на друга людей. А значит, и на первом плане оказываются не стремительно меняющиеся сюжетные ходы или щекочущие нервы клиффхэнгеры, а психологический морок и внутренние противоречия. Атмосферой триллера проникаешься уже на титрах, где звучит детско-юношеский шлягер «Крылатые качели», до неузнаваемости переработанный композитором Олегом Карпачевым в резкой и тревожной нойзовой манере. Поздние годы Советского Союза здесь приобретают совершенно макабрический оттенок тотального распада и бессилия перед надвигающейся гибелью. И очень непросто объединиться и попытаться сообща дать ей отпор, а не замереть в беспомощном трансе.
В кабинетах прокуратуры Витебской области висят портреты генсека КПСС Черненко, а под ними сидят следователи и функционеры в погонах, ловкими уверенными методами набивающие статистику раскрытия уголовных дел. По результатам их действий сроки получают невиновные люди, дела закрываются, а реальные преступники остаются на свободе. Приезжий следователь из Минска Ипатьев (Сергей Марин), обладатель шараповских усов, видит эту практику воочию на примере убийства девушки со следами насилия и удушения. Затем вытаскивает из архива папки с аналогичными делами, которых более тридцати, и начинает с завидным упорством ломать систему.
Создатели сериала о белорусском предшественнике Чикатило добиваются успеха такими же ловкими уверенными методами – без особых стилистических вывертов и оммажей продукции канала HBO. Они кладут вроде бы нехитрую телевизионную картинку на незамысловатый крепкий сценарий, в котором мастерски сплетено несколько сюжетных линий, основанных по большей части на реальных событиях. В итоге получается пугающий своей реалистичностью портрет безнаказанного зла – и, что важнее, узнаваемый портрет общества, совершенно не готового к встрече с этим злом, так как занято оно по большей части пожиранием своего собственного хвоста. Именно поэтому «душегубы» в названии во множественном числе – хотя, по сути, маньяк, прототипом которого был Геннадий Михасевич (он же служил и прототипом киллера в сериале «Метод» с Константином Хабенским), действовал в одиночку.
«Этот хуже фашиста, и мы поставим его к стенке, я тебе обещаю», – говорит майор Черкасов (Андрей Смоляков) молоденькому сержанту, когда зимой 1962 года был найден труп 12-летнего мальчика, зарубленного топором в своей квартире. Описание убийцы удалось составить весьма приблизительное, а в квартиру он проник, представившись работником столичной газовой конторы. Самым странным было то, что никаких ценностей, кроме 60 рублей, треников и шерстяного свитера, убийца из квартиры не вынес. А когда последовали дальнейшие убийства, совершавшиеся по той же схеме и без каких-либо мотивов, о Мосгазе начала говорить вся страна. Неслыханное дело – и Никита Хрущев, обещавший, что нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме, дал московской милиции две недели на поимку одного из первых советских маньяков.
Константин Эрнст и Денис Евстигнеев, создатели сериала о серийном убийце, прототипом которого стал Владимир Ионесян, совсем не стремились точно передать на экране события, сочтя преступника просто неадекватным идиотом. Гораздо больше внимания они уделили воссозданию периода начала 1960-х и атмосферы творческой Москвы времен оттепели. И не прогадали – сериал, направленный скорее на возрастную аудиторию, пользовался большим успехом у зрителей, а образ майора Черкасова появился еще в семи многосерийных ретродетективах.
Местные шоураннеры практически едины в своих попытках обратиться к застойным и перестроечным годам Советского Союза для установления истоков маньячества в России. Но мало кто зашёл настолько далеко, как дуэт режиссера Александра Котта и Александра Цекало. Адаптировав к местной действительности британский сериал «Жизнь на Марсе», они в прямом смысле слова переместили в 1979 год капитана московской полиции Михаила Соловьева (Павел Деревянко), преследующего жестокого киллера по кличке Рыжий, убивающего столичных девушек.
Фантастическая основа сюжета работает в России даже лучше, чем в Великобритании, потому что Соловьев попадает в исчезнувшую страну под названием Советский Союз. Котт и Цекало больше увлекаются воссозданием сказочной утопии, хорошо знакомой им по детству, чем криминальным сюжетом. Они готовы долго любоваться крупными планами артефактов ушедшей эпохи, а смакуют скорее не шокирующие преступления, а безобидные ритуалы типа выжигания по дереву лобзиком. Но если зритель настроен вместе с создателями вернуться «назад в будущее», то опыт погружения может получиться действительно психоделическим.
Как мы знаем, никто не ждёт испанскую инквизицию, особенно в отечественных сериалах. А очень зря! В небольшом вымышленном городке Мельберг, находящемся вблизи финской границы, начинает действовать жестокий убийца, отправляющий на тот свет влиятельных жителей изощренными способами и оставляющий возле трупов загадочные послания на латыни. Чтобы поймать злодея, из Санкт-Петербурга приезжает частная сыщица Наталья Серебрянская (Виктория Исакова).
Этот детективный триллер стал своего рода семейным предприятием для мэтра российской режиссуры Юрия Мороза – помимо Исаковой, приходящейся ему супругой, в сериале снялась его дочь Дарья Мороз, а также целая россыпь знаменитых российских актеров. Многим из них сюжет позволяет с удовольствием имитировать балтийский акцент. Другим – произносить высокопарные реплики, написанные с отсылками к произведениям Гёте. Немного выбивается из царящей в сериале мистической атмосферы Александр Лыков из «Улиц разбитых фонарей», повторяющий коронную фразу про интересно пляшущих чукчей. Но представителей этого северного народа, а тем более их танцы в кадре мы так и не увидим.
В выдающемся сериале «Декстер» прямо озвучивается мысль, что серийные убийцы – это сверхчеловеки в ницшеанском понимании. Герой первого бурятского проекта, получившего широкую аудиторию, полностью согласится с этим тейком. Как и сам Декстер, Тимофей работает в морге в небольшом поселке, очень ценит литературную классику и на досуге занимается убийствами, которые вдохновлены отсылками к известным всем по школьной программе шедеврам. Однако работники местной полиции из-за своей ограниченности не способны отследить связь между кровавыми инсценировками Тимофея и произведениями Булгакова и Достоевского. Тимофей расстроен этим – до тех пор, пока из Улан-Удэ не приезжает молодая, симпатичная и начитанная следовательница.
Черную комедию шоумена Жаргала Бадмацыренова заметили продюсеры таких громких проектов, как «Реальные пацаны» и «Полицейский с Рублевки». Это неудивительно, потому что сочетание удивительных по красоте байкальских пейзажей, обильных брызг крови и циничного лобового юмора – редкая птица в наших краях.
В 1990 году в вымышленном южном городке Полынске орудует убийца-серийник, после которого остаются трупы детей в оврагах. Следователь Брагин (Максим Дрозд) нашел виновного, и все население города требует немедленной расправы над ним. Однако прибывший из Москвы консультант-психолог Широков (Кирилл Кяро) требует приостановить судебный процесс – за решеткой оказался без вины виноватый, а настоящий убийца до сих пор на свободе. Но для того, чтобы найти его по психологическим повадкам и отклонениям, Широкову придется преодолеть лютую враждебность всех горожан и сотрудников местной милиции.
Продюсер Джаник Файзиев изначально не собирался снимать сериал о Чикатило. Но изменил свое мнение, когда стало ясно, что сериал будет посвящен не брутальным выходкам маньяка, а тонкой работе по выстраиванию психологического портрета убийцы, которую проделал психиатр Александр Бухановский, сыгравший важную роль в поимке ростовского потрошителя. Бухановский уже появлялся в качестве героя на экране – его роль в американском фильме «Гражданин Икс» сыграл Макс фон Сюдов. Но сценарист, драматург и писатель Алексей Слаповский не стремился к исторической точности и добавил герою Широкова драматическую личную жизнь. Вкупе с лихим рваным монтажом сериал получился вполне убедительным, несмотря на немалую долю художественного вымысла.
Небольшой провинциальный городок Лахтинск в 2000 году сотрясает череда кровавых преступлений – кто-то открыл охоту на девушек, возвращающихся домой с вечеринок навеселе. Следователь московской генпрокуратуры Горобец (Иван Оганесян) приезжает, чтобы помочь местной полиции поймать маньяка, но быстрый успех не входит в интересы местного прокурора, участвующего в переделе власти и собственности в городе. Горобцу дают в коллеги молодых и неопытных сотрудников, поэтому дело растягивается на годы.
Авторы многосерийного детектива отталкивались от реального дела Михаила Попкова, известного как ангарский маньяк. Жертвами убийцы и насильника, служившего милиционером в городе Ангарск, с 1994-го по 2000 год стали 80 человек – в том числе и коллега, страж закона. По количеству убийств Попков считается самым кровавым серийным убийцей в истории современной России. Создатели сериала постарались соответствовать уровню зверств своего героя и сняли тяжелую, жестокую и пропитанную кровью историю о том, как система ломает человека, превращая его в чудовище.
Многими легендами обросла фигура столбовой дворянки Салтычихи, в XVIII веке садистски замучившей до смерти подвластных ей крепостных. По сохранившимся рассказам, число жертв её убийств и пыток могло перевалить за сотню – но доказано было всего 38 из них. За свою изощренную жестокость Дарья Салтыкова получила прозвища Людоедка и Кровавая барыня – даже учитывая, что бесцеремонное обращение с крепостными в ту эпоху было нормой. Решением императрицы Екатерины II смертная казнь помещице была заменена на пожизненное заключение в монастыре без возможности общения.
Создатели многосерийной исторической драмы о Салтычихе уже в титрах указали целью стремление следовать не букве, а духу истории. Это вполне понятно, к тому же документов и подлинных сведений о жизни и творчестве Дарьи Салтыковой почти не осталось. Юлия Снигирь, исполнившая её роль, сначала даже отказалась от участия в съемках, так как не понимала, как сыграть такого монстра в юбке. Чтобы облегчить ей задачу, сценаристы добавили героине сильную мелодраматическую линию и обставили историю как страшную и жестокую сказку. Тем не менее Снигирь признается, что ничего сложнее играть ей не приходилось.
В Петербурге совершено ужасное убийство, как две капли воды похожее на преступление, совершенное двадцать лет назад Анастасией Перевезенцевой. У опытного следователя, ведущего дело, мало зацепок, и с подачи своей помощницы он приходит к нетрадиционному методу – обратиться за помощью к самой Перевезенцевой, отбывающей наказание за решеткой. Ведь оригинальная убийца сумеет понять своего фаната и подражателя и выйти на его след.
В фильмах о серийных убийцах женщинам обычно уготована роль жертв, но никак не исполнителей. Тем не менее подобного рода примеры попадаются изредка и благодаря этому выделяются среди прочих представителей жанра. Создатели сериала не скрывали, что ориентируются на западные образцы, такие как «Молчание ягнят» и «Пила». А исполнительница главной роли Евгения Крюкова общалась с осужденными за убийство женщинами, чтобы вжиться в столь неоднозначный образ. Немаловажную роль играет в многосерийном детективе и место действия – Петербург славится способностью быть городом как суровым, так и радушным.
Сериал «Фишер» доступен к просмотру в онлайн-кинотеатре Wink
Реклама. 18+. Публичное акционерное общество «Ростелеком». ИНН 7707049388. Токен 4CQwVszH9pSXr12Hgkm.