Потенциально сильная историческая драма о страстях в послевоенной Литве испорчена нелепым и тенденциозным сценарием
Маленький еврей Макс становится сиротой, когда в 1941 году его родную Литву захватывают нацисты. Мальчик чудом спасается благодаря националисту Антанасу, который хоть и не любит евреев, но позволяет парнишке жить у себя дома – в квартире, которая прежде принадлежала семье Макса. В это время мальчик влюбляется в ровесницу Лайму, дочь Антанаса. После войны Макс (Риналь Мухаметов) попадает в детский дом в России и возвращается в Литву уже взрослым человеком. Он устраивается на работу музыкантом в ресторан и помогает Лайме (Юлия Пересильд) стать певицей в том же заведении. Хотя девушка ненавидит русских «оккупантов» и презирает евреев, между ней и Максом завязываются сложные отношения на грани привязанности и отвращения.
Номинант «Оскара» за картину 1997 года «Вор» и лауреат множества призов за эту ленту и за вышедшего в 2004 году «Водителя для Веры», режиссер Павел Чухрай после десятилетнего перерыва возвращается в большое кино с новым историческим фильмом о сталинской эпохе.
Лента вдохновлена романом белорусско-еврейского писателя Эфраима Севелы «Продай твою мать», но акценты в ней расставлены существенно иначе. Если писавшего в Израиле Севелу занимали отношения советских евреев с другими жителями СССР и сама возможность существования евреев в «чуждых» для них странах, то у Чухрая главный герой – не столько еврей, сколько запутавшийся посторонний в жестком противостоянии литовцев и русских.
С одной стороны, Макс не может не ненавидеть тех, кто вместе с немцами расстрелял его мать и убил его сестру. С другой стороны, он признает право литовцев управлять своей страной, а не быть «советским народом». Даже когда Макс становится оперативником и включается в борьбу с «лесными братьями», он не боится защищать тех, в ком видит патриотов, а не нацистов. Хотя для них и для Лаймы он не меньший враг, чем, например, покровительствующий Максу украинский комендант Таратута в традиционно харизматичном исполнении Сергея Гармаша.
Лайму тоже раздирают противоречия. В фильме она не такая «зоологическая» антисемитка, как в книге, где ее буквально трясет в присутствии незнакомых евреев, но Чухрай показывает, что она получила вполне определенное воспитание и что Литва и литовцы для нее превыше всего. Советская оккупация для нее столь нестерпима, что она разрушает себя пьянками и беспорядочным сексом. Тем не менее к Максу она привязывается еще в детстве, хотя чаще отталкивает его, чем выказывает любовь.
В этом для Чухрая суть картины. Если бы Макс и Лайма родились и выросли в нормальных, мирных условиях без кровавых расправ и национальных конфликтов, то их влечение друг к другу могло бы сделать их крепкой семьей. Но политика вечно вклинивается в их отношения и отравляет их взаимные чувства. Хотя у них есть все для счастья, они не могут быть счастливы вместе. Слишком много в их сердцах боли, слишком многое они пережили вместе и порознь.
Это интересная и драматичная история с очень сложными героями, но подана она неудачно. Прежде всего, по дурной современной традиции в кино выходит полуторачасовой «обрезок», смонтированный из четырехсерийного телесериала, который будет выпущен позднее. Обрывочность и «дырявость» повествования не сразу бросается в глаза, но осознается, как только в фильм начинаешь вдумываться. А это кино, которое требует вдумчивого зрителя.
Далее, Чухраю не удалось сделать Макса и Лайму притягательными персонажами. Макс симпатичен своими страданиями и своей добротой, но в нем недостаточно решительности и мужественности, чтобы быть романтическим героем. Тем более в жестком повествовании, а не в ромкоме о хипстерах. В «Притяжении» Риналь Мухаметов смотрелся лучше. Хотя, казалось бы, его пришелец-пацифист должен был быть большим «облаком в штанах», чем переживший войну и записавшийся в спецслужбы парень.
Лайма же вызывает откровенную гадливость. Не той системы обаяние у Юлии Пересильд, чтобы она могла сделать симпатичной вечно недовольную антисемитку и алкоголичку. Тут нужна Энн Хэтэуэй, Одри Хепберн, Джулия Робертс – женщина, которой можно простить все. Даже если понимаешь Лайму и ее боль, хороших чувств к ней не испытываешь. В книге это менее значимая героиня, чем в фильме, и Чухрай не сумел ее «отчистить», когда изменил ее сюжетную роль.
Заметьте, что речь не идет о том, чтобы сделать персонажей идеальными и безупречными. Они должны быть неоднозначными, это плюс картины. Но герои все же должны быть такими, чтобы их история затягивала, а не вызывала желание переиначить Гамлета: «Что нам Гекуба?» Тем более что действие развивается в республике, которая давно стала независимым государством и вышла из зоны нашего внимания.
Наконец, в «Холодном танго» немало сценарных нелепостей (отличный подарок для тех, кто любит разбирать кино по косточкам и издеваться над ним!) и откровенных ошибок, причем характерно тенденциозных. Так, герой Гармаша сетует, что советские генералы завалили трупами Кенигсберг во время штурма. Хотя кто-кто, а офицер и участник штурма должен знать, что трупы там были немецкие, а не наши. Это была почти эталонная операция – на одного погибшего советского солдата приходилось десять немецких. Как можно было вписать в сценарий пропагандистский штамп, не проверив хотя бы по Википедии, как было дело?! Когда слышишь такое, перестаешь верить всему, что лента рассказывает о военной и послевоенной Литве, потому что решаешь, что авторы фильма не относились серьезно к изучению прошлого.
И действительно, воссоздание истории хромает и там, где Чухрай вроде бы должен был быть особенно внимателен. Так, в определенный момент советская радиопередача рассказывает о «еврейских» врагах народа, хотя в то время официально рассуждали о «безродных космополитах», и по этому поводу даже были известные шутки. А когда режиссер показывает «лесных братьев», то он даже не заикается о том, сколько на их совести жизней рядовых, ни в чем не замешанных литовцев. А ведь в то время, когда развивается действие, «лесные братья» уже превратились в криминальные банды, которые не сражались с оккупацией, а просто выживали на нелегальном положении, грабя и убивая тех, кто подворачивался под руку. В фильме же они убивают лишь советских военных и людей из спецслужб, и кажется, что это доблестные повстанцы, а не озверевшие от неудач террористы.
В общем, понравиться «Холодное танго» может только тем, кто обожает российские исторические мелодрамы, все еще верит в постперестроечные антисоветские мифы, не вдумывается в сюжетные линии и находит Пересильд на экране не только красивой, а еще и невозможно обаятельной. Если это не про вас, то лучше не мучить себя и не разочароваться в создателе «Вора».
С 22 июня в кино.