Ретро-детектив, который не может предложить зрителю ничего нового.
Популярность детективного жанра whodunit сравнима разве что с новой волной постхорроров — каждый год тот или иной стриминг стабильно выкатывает фильм или сериал, снятый в стиле классического романа Агаты Кристи. А кто-то — не будем тыкать пальцем в Кеннета Брану — занимается деконструкцией литературного наследия самой писательницы. Впрочем, по-настоящему «зацепить» зрителей удается далеко не всем: сиквел «Достать ножи» от Netflix не смог добиться лавров оригинала, долгожданный совместный проект Брит Марлинг и Зака Батманглиджа «Убийство на краю света» едва ли станет популярнее «ОА», «Вечеринка» от Apple TV+ так и осталась любимым шоу «для избранных». И все же откровенных удач в рамках whodunit тоже немало: «Убийства в одном здании» продлили на четвертый сезон, «Покерфэйс» Райана Джонсона появился среди номинантов телепремии «Эмми», «Призраки в Венеции» Кеннета Браны внезапно превзошли ожидания критиков. Вышедшая на онлайн-платформе Hulu новинка «Смерть и другие подробности» очень старательно обыгрывает полюбившиеся всем элементы жанра: замкнутая локация, харизматичный сыщик (даже два) и разоблачение богатых белых людей.
Сюжет сериала разворачивается на территории круизного лайнера, арендованного семьей Колльер для заключения выгодного контракта с китайскими поставщиками. Помимо участников сторон сделки на борту корабля оказываются их друзья и знакомые, в том числе Имоджен Скотт (Вайолетт Бин), дочь их погибшей секретарши, а также бывший детектив Руфус Коутсуорт (Мэнди Пэтинкин), приглашенный китайцами для расследования «грязных секретов» Колльеров. Эти двое связаны друг с другом делом двадцатилетней давности — когда-то именно Коутсуорт пообещал Имоджен, что найдет убийцу ее матери, но в итоге по необъяснимым причинам отказался от этого дела. Увы, спустя сутки на лайнере также происходит убийство — некто заколол насмерть приятеля наследников Колльеров Кита Трубицки (Майкл Глэдис), подозрение по случайному стечению обстоятельств падает на Имоджен. И теперь только Коутсуорт может спасти ее доброе имя.
Сценаристы сериала «Смерть и другие подробности» Хайди Коул МакАдамс («Сотня») и Майк Уайсс («Менталист»), можно сказать, повторяют путь Кристофера Нолана в нуарном детективе «Помни». Действие шоу постоянно мечется между прошлым и будущим, постепенно дополняя истинную картину событий — как настоящего, так и минувшего. По ходу дела мы узнаем не только о многочисленных «подводных камнях» в успешном бизнесе семьи Колльер, но и, например, почему Руфус Коутсуорт все-таки отказался от дела Имоджен. По традициям жанра ничего в сериале не происходит просто так, а смерть матери девушки каким-то образом оказывается связана с произошедшим на лайнере убийством. Да и сам Кит Трубицки оборачивается совсем не тем, кем казался изначально. По сути, сюжет «Смерти и других подробностей» разворачивается в двух отрезках времени и двух ограниченных локациях (лайнер и особняк Колльеров), а главные герои — детектив и его новоиспеченная помощница — распутывают сразу два сложных дела.
На этом, увы, сценарные находки шоу ограничиваются: львиную долю времени «Смерть и другие подробности» кажется детективом, который мы уже где-то видели — в «Убийствах в одном здании» или том же «Достать ножи: Золотая луковица». Однако больше всего сериал напоминает «Смерть на Ниле», вторую экранизацию Агаты Кристи от британского режиссера Кеннета Браны, которая, несмотря на впечатляющий актерский каст, потерпела стремительное поражение в массовом прокате. Впрочем, никто не забыт, ничто не забыто. А сделать новую версию «Смерти на Ниле» МакАдамс и Уайссу не удалось — в их случае рамки whodunit становятся не источником вдохновения, а вымученной творческой тюрьмой, лишающей права на развитие. Здесь важно отметить, что оковы классического детектива, как достаточно герметичного и консервативного жанра, особо не дают пространства для неожиданных жанровых решений, однако этим и измеряется настоящее мастерство сценариста.
И все же назвать «Смерть и другие подробности» откровенной неудачей не поднимается рука. Этот сериал — своего рода идеальная зона комфорта для массового зрителя: не предлагая ничего нового, он тем не менее вполне успешно адаптирует формулу whodunit, оставаясь остроумным, напряженным и даже смешным. В конце года едва ли кто-то вспомнит о существовании этого шоу, однако здесь и сейчас «Смерть и другие подробности» предлагает вполне рабочий вариант ретро-детектива, пусть и работа эта явно не будет долгосрочной.
Однозначно рекомендую!
Да и действие все мелковато и попсовато, уже в первой серии жертва оказалась не тем, кто мы думали. Ну и чувствуется, что впереди создатели будут бесконечно подкидывать новые фиш...ки и разоблачения, чтобы зацепить зрителей....