Для большей части любителей кино данная новость прошла почти незамеченной, хотя мы и упомянули об этом в новостях, но для индустрии в целом вчерашние данные американского бокс-офиса стали эпохальными
Первые новости о проекте забрезжили еще весной 2012 года, когда актер Брэдли Купер приобрел права на экранизацию биографии снайпера американских вооруженных сил Криса Кайла, прославившегося тем, что за время своих командировок в Ирак он уничтожил более 250 боевиков противника, сделавшись тем самым наиболее смертоносным солдатом в истории войн США. В Ираке на Кайла была развернута настоящая охота, за его голову предлагались огромные по местным меркам суммы вознаграждения, а среди иракских повстанцев снайпер получил прозвище Дьявол. Сам же Кайл к весне 2012 года уже спокойно проживал у себя на родине, заново привыкая к мирной жизни с женой и детьми.
Запуск амбициозного проекта потребовал от Брэдли Купера контракта со студией-мейджором, в качестве компаньонов Брэдли выбрал Warner Bros. Для Купера продюсирование не было чем-то новым, со времен «Областей тьмы» актер регулярно собственноручно участвует в создании фильмов, в которых снимается, на посту исполнительного продюсера. Первоначально Купер не собирался сниматься в будущей картине, желая ограничиться администраторскими обязанностями, и предложил студии на главную роль Криса Пратта, в то время имевшего репутацию не более чем актера, играющего нелепых второстепенных персонажей, зачастую не особенно смышленых и серьезных. WB идею отвергла и поставила участие Купера в фильме главным условием запуска фильма в производство. Делать нечего, Брэдли согласился.
Первые сообщения о возможном постановщике возникли осенью 2012 года. В сентябре новостные порталы сообщили о том, что режиссурой «Снайпера» займется Дэвид О. Рассел, буквально за два дня до появления новости выпустивший в прокат мелодраму «Мой парень - псих» с тем же Купером в главной роли. Дальнейшее сотрудничество режиссера и актера выглядело вполне вероятным, оба отзывались друг о друге с большой теплотой, и оно свершилось, но в другом проекте – «Афере по-американски». Что же касается «Снайпера», то Рассел исчез из его титров как-то тихо и обыденно, видимо, не особенно воспылав к нему любовью.
Чего не скажешь о втором претенденте на режиссерское кресло – Стивене Спилберге. Спилберг вошел в проект в мае 2013 года с небывалой помпой и шумным освещением в СМИ. Причем связана шумиха была даже не столько с появлением знаменитого бородача в бейсболке в кресле постановщика, а с тем, что за пару месяцев до объявления Спилберга режиссером главный герой будущего фильма Крис Кайл трагически погиб от рук бывшего военнослужащего на стрельбище в Техасе. Сюжет картины приобрел неожиданную завершенность с трагическим финалом, на который не мог рассчитывать даже самый смелый сценарист. Изменившиеся обстоятельства заставили Спилберга пересмотреть готовый уже скрипт, и с этого начались его длительные конфликты с WB. Для начала Спилберг решил ввести в сюжет стрелка-противника, с которым у Кайла были бы не только профессиональные, но и личные счеты. Затем режиссер решил расширить финальную часть ленты, чтобы подвести зрителя к трагической концовке с максимальным накалом драматизма. В конце концов сценарий разросся до циклопических размеров, планируемый бюджет вырос до небес, а предстоящий объем работ был сравним с крупнейшими летними блокбастерами. Warner никак не была готова к такому повороту событий, а все попытки найти компромисс окончились ничем – Спилберг вышел из «Снайпера» ровно через три месяца после заключения предварительного контракта.
Впрочем, проект недолго оставался «обезглавленным», Warner Bros. нашла своего «верховного главнокомандующего» уже через пару недель – «Снайпера» возглавил Клинт Иствуд. Знаменитый актер и режиссер, который едва ли не после каждого своего фильма заявляет об окончании карьеры, очевидно, согласился с доводами студии и решил вернуться к первоначальному варианту скрипта, где история иракского снайпера проходит по касательной к основному сюжету, а о гибели героя говорят только финальные титры. В марте 2014 года команда, возглавляемая Клинтом Иствудом, приступила к съемкам в окрестностях Лос-Анджелеса, затем съемочная группа переместилась в Марокко, где были отсняты те сцены, в которых Кайл сражался с иракскими террористами. Фильм был готов к концу осени 2014 года, и на этом этапе в продвижение активно включились студийные маркетологи WB.
В ноябре фильм впервые показали в рамках AFI Fest. Сказать, что фильм произвел на критиков впечатление, – это не сказать ничего. Картина моментально оказалась в списках претендентов на все возможные профессиональные награды, в то время как широкому (да и узкому) зрителю лента была еще недоступна. К декабрю сложилась парадоксальная ситуация – новая лента Клинта Иствуда, столь нахваливаемая критиками, получила несколько номинаций и премий в числе фильмов 2014 года, но на экраны ее выпустить собирались лишь в году 2015-м. Чтобы избежать всех кривотолков, отринуть любые подозрения и недомолвки, Warner Bros. выпустила «Снайпера» в ограниченный прокат 25 декабря 2014 года, в последний уик-энд уходящего отчетного периода, тем самым, как оказалось, застолбив себе место в истории.
Старт картины был поддержан всего четырьмя кинотеатрами. В первый уик-энд лента собрала «всего» 633 тысячи долларов (на самом деле для столь скромной росписи сумма более чем внушительная), больше того, картина не стала участвовать в столь любимой в России дележке «новогоднего пирога», оставаясь в тени еще полмесяца. Полноценный широкий релиз у «Снайпера» случился лишь 16 января, когда картина получила в свое распоряжение 3,5 тысячи залов. Существенным подспорьем прокату послужила и прошедшая днем ранее церемония объявления номинантов на очередную порцию премий Американской киноакадемии, где лента Иствуда стала претендентом на шесть «Оскаров». Фильм тут же выручил в прокате 90 миллионов долларов за три выходных дня, установив сразу несколько рекордов. Три недели лента возглавляла бокс-офис американских кинотеатров, еще пять недель после этого стабильно держалась в десятке самых кассовых фильмов недели. 10 марта произошло то, что себе невозможно было представить еще в начале января: по итогам подсчета результатов проката фильмов, чьи премьеры состоялись в 2014 году, «Снайпер» возглавил список, обогнав марвеловские блокбастеры, финальную часть «Хоббита», новых «Трансформеров» и уже упомянутый нами третий фильм франшизы «Голодные игры». Невероятный результат!
С чем же связан невероятный успех картины? В самом упрощенном виде нам видятся две основные причины рекордных сборов ленты. С одной стороны, «Снайпер» оказался действительно крепко собранным, отлично сыгранным и филигранно снятым военным фильмом. Для Америки, никогда не ощущавшей военного вмешательства на своей территории, но регулярно отправляющей свои войска за тридевять морей, военная тематика остается одной из самых востребованных, вспомним хотя бы успех такой ленты, как «Спасти рядового Райана». С другой стороны, явно затянувшаяся и не имеющая однозначного варианта окончания мировая война с терроризмом породила среди американских обывателей искренний интерес к происходящему на Ближнем Востоке. Вспомните, ведь еще недавно кино о боях в Ираке и Афганистане, мягко говоря, никого не интересовало – сущие копейки в прокате заработали и «Повелитель бури» Бигелоу, и «Не брать живым» Гринграсса, и «Львы для ягнят» Редфорда. В последние же пару лет наметился серьезный сдвиг – «Цель номер один» той же Кэтрин Бигелоу уже собирает более ста миллионов долларов, а «Уцелевший» Питера Берга – 150 миллионов в мировом прокате. Тонко прочувствовавшие динамику аналитики WB особую ставку сделали на южные и центральные американские штаты, где традиционно превалируют более воинственные республиканские настроения, и не прогадали – Техас предоставил львиную долю выручки кинотеатрам, демонстрирующим патриотически настроенный, звездно-полосатый фильм Клинта Иствуда.
Возможно ли скопировать подобное стечение момента, патриотических настроений, заинтересованности продюсеров, режиссеров и актеров, чтобы повторить результаты «Снайпера» в будущем? Сомнительно, но мы же знаем, что Голливуд на единичном успехе не останавливается – из горячей кружки должен отпить каждый, чтобы собственноручно понять обжигающий жар риска. Стоит ли нам ожидать скорого пополнения обоймы военно-патриотических драм американского происхождения в мировом прокате? О да – претендентов хоть отбавляй. Среди первых стоит Стивен Спилберг, некогда со «Снайпером» распрощавшийся. Сейчас с именем этого режиссера связан проект «Это моя работа» – биографическая драма американского военного фотографа Линдси Аддарио, отправившейся в Афганистан и Ирак задокументировать вторжение сооруженных сил США после событий 9/11. Исполнять главную роль подписалась Дженнифер Лоуренс, давняя компаньонка Брэдли Купера, между прочим. «Академики» такое кино любят, а Спилберг такое снимать умеет. С другой стороны Спилберга подпирает также уже нами упомянутая Кэтрин Бигелоу, которая давно нянчится с проектом об американском сержанте Боу Бергдале, проведшем пять лет в талибском плену в Афганистане. Девять месяцев об этой экранизации биографии подлинного «пленника войны» ничего не слышно, но сегодня такой сюжет вполне может ожить под влиянием успеха «Снайпера». Где-то на горизонте маячит и давний продюсерский проект Риз Уизерспун, основанный на книге «Война Эшли», рассказывающей о группе женщин-солдат из отряда специального назначения, отправленных в Афганистан. Пока идея буксует где-то на задворках студий, но фильм Иствуда может оказаться тягачом и для нее. Другое дело – нужно ли это зрителям?
Сегодня «Снайпер» не сходит с заголовков новостных сайтов, успех фильма действительно оказался сюрпризом для всех игроков рынка. Однако станет ли этот выстрел в яблочко началом новой тенденции в Голливуде, а следом и во всем мире, или же фильм Иствуда просто закрепил свой персональный флаг на недостижимой для других вершине – мы узнаем вместе с вами в ближайшие пару-тройку лет. Пока же предлагаем просто самим убедиться в том, чего заслуживает данное кино, благо что до российского проката лента добралась как раз к своему всеамериканскому чествованию. Заслуженному, но от этого не менее восхитительному.