Итак, настал тот самый день. В прокат вышел фильм-событие, фильм-монстр, фильм-супергерой – «Мстители: Эра Альтрона»
На первую неделю проката можете смело отписаться в соцсетях от фанатов комиксов, если у вас таковые имеются, – иначе ленту, уж простите, загадят отзывами, спойлерами, гифками да мемами. Можно сколько угодно искать пасхалки, отсылки к другим фильмам, улыбаться, увидев камео довольного старика Стэна Ли, и считать, в который раз Тони Старка схватили за горло. Короче говоря, «интересностей» в фильме бесконечное множество… Подавляющее большинство гиков начнет восхвалять и если не петь дифирамбы, то как минимум одобрительно «кивать», что Disney и Marvel на коне, а остальные могут покурить в сторонке.
Они во многом будут правы, но слышать и читать это уже нет сил. Disney доминирует, собирает похвалы от критиков, экспертов и коллег по цеху – всем это известно. Гегемония супергероев из Мышиного дома – аксиома, не требующая доказательств. По сути, хвалить сейчас Marvel за коммерчески успешный проект – все равно что поставить кастрюлю с водой на большой огонь и радоваться тому, что она закипела.
Проще выражаясь, собирать обзор иностранных рецензий по положительным отзывам на «Эру Альтрона» нет смысла. Сиквел «Мстителей» удался, его высоко оценили – в целом даже лучше, чем первый, – и снова похвалили Джосса Уидона.
«Это безумный в драматическом плане фильм, и финальная битва кажется нам знакомой, но Уидон делает свою работу с таким удовольствием и даже своего рода евангелизмом, – пишет Питер Брэдшоу (Peter Bradshaw/The Guardian). – Раньше я описывал Мстителей как супергруппу The Traveling Wilburys от мира комиксов, теперь они больше похожи на саммит большой семерки, который собирается ради спасения мира и борьбы с преступностью».
The Guardian признает, что Мстители создали вокруг себя нечто вроде религиозного культа. Издание оценило ленту выше первой части, расхвалив работу с персонажами, экшен и операторскую работу. Отметили британцы в конце концов и сам подход, заявив, что комиксы стимулируют современный кинематограф. В подобном ключе высказываются 9,9 из 10 рецензентов, но гораздо интереснее посмотреть на произведение Джосса Уидона критически и почитать именно эту одну десятую, то есть тех, кто отмечает все достоинства «Эры Альтрона», однако все же находит множество «но».
Алонсо Дюральде (Alonso Duralde/The Wrap) несколько раз раскрыл рот от эффектных съемок, пару раз посмеялся, но обратил внимание, что «Мстители» страдают от своей же вселенной – от тех 10 фильмов, что уже есть, и надвигающейся третьей фазы: «Последний фильм Marvel – это не надувательство, но и не полный восторг. От всех этих второстепенных персонажей и заготовок для грядущих фильмов “Альтрон” пухнет, в первом фильме такого не было. Пусть сиквелу при погоне за кучей зайцев и удается остаться интересным, в нем нет того легкого чувства наслаждения, которое было в первых “Мстителях” и “Торе 2”, нет в нем и развития героев в стиле “Другой войны”. Преданные фанаты Marvel отыщут поводы для похвалы, но те, кто постоянно пеняют на супергеройские саги, смогут набрать уйму аргументов».
Тему играющей против собственных фильмов киновселенной развивает Хелен О’Хара (Helen O’Hara/Empire): «Фильм несет на себе тяжелую ношу, и это не избыток персонажей, а задачи, навалившиеся на него из-за расширения вселенной Marvel. Если первые “Мстители” смотрелись крайне органично, тут приходится выполнить специфичные задачи, чтобы запустить не только “Гражданскую войну”, но и “Рагнарок”, и “Черную пантеру”, и два следующих фильма “Мстителей”. И без того комплексный сюжет усложняется еще больше, настолько, что его становится сложно разжевать с первого раза. Вдобавок Marvel до сих пор не отошла от формулы с воздушной угрозой городу. Отдадим должное за предпринятую попытку изменить тенденцию, но сделать это все же не удалось, и необходимость в новой кульминации налицо».
То, что Уидон оперирует все той же формулой при некоторых новых переменных, было видно еще на начальной стадии рекламной кампании. Эрику Кону (Eric Kohn/indieWire), не особо почитающему блокбастеры (ему по душе «Отрочество», «Бердмен», «Левиафан»), такой подход не понравился, и впечатление не скрасила даже визуальная составляющая: «Если “Мстители” были переосмыслением супергеройского жанра, “Эра Альтрона” похожа на повторный показ. Фильм страдает от пустоты, которая свойственная многим блокбастерам, тащащим нас на знакомую территорию».
Помимо уже примелькавшихся сюжетных линий «одноклубник» Кона с The Playlist Родриго Перес обругал мотивацию героев и тривиальность «Мстителей»: «Альтрон – быть может, самый неинтересный элемент фильма. Его фанатическая идеология кажется сложной, но на самом деле она утопает в клише. Мотивация типично скучна: уничтожение мира».
В заключение Перес обозвал «Мстителей» банальностью. Кроме indieWire и The Playlist, никто так категоричен не был, ибо «Эра Альтрона» не заслуживает таких уничижительных характеристик. Да, не все поставленные цели удалось достичь чисто, без потерь, но все же плюсы перевешивают минусы.
«Супергерои бокс-офиса вернулись, но сейчас они чуточку слабее, – пишет Тодд МакКарти (Todd McCarthy/The Hollywood Reporter), в 2012 нахваливавший первый фильм. – “Эра Альтрона” преуспевает в приоритетной задаче – представить стоящего оппонента для своих героев, дать им новый простор для деятельности, но в этот раз экшен не всегда оправдывает надежды, а некоторые герои оказываются на своего рода ничьей земле».
МакКарти обращает внимание, что не всех персонажей удалось прорисовать, из-за излишней людности некоторых актеров было преступно мало, к примеру, Энди Серкиса или даже Аарона Тэйлора-Джонсона.
«”Эра Альтрона” кажется чересчур насыщенной и перенаселенной, она прыгает с одной взрывной батальной сцены на другую, оставляя мысли сформулированными наполовину, а мотивацию героев неясной. Ввод новых супергероев, Куиксилвера и Алой ведьмы, может быть, и порадует фанатов комиксов, но во всей этой толпе на второй план отходят такие звездные игроки, как Тор и Капитан Америка», – резюмировал Том Хаддлстоун (Tom Huddlestone/Total Film).
Этой подборкой мы ни в коем случае не отговариваем вас идти на «Мстителей». Перед нами действительно фильм, релиз которого нельзя пропускать хотя бы потому, что это событие мирового масштаба. Напротив, взгляд на все эти «но» должен поумерить ожидания, если они вдруг у вас были нереально высоки – выше стандартной планки Marvel.
«Мстители» в российском прокате с 23 апреля, идите и смотрите, тем более что это последний фильм, в котором команда, собранная Ником Фьюри, предстанет в своем первозданном виде.