Жестокий и метафоричный триллер Маттео Гарроне о том, что даже бешеный пес может оказаться единственным другом
Деликатный и дружелюбный Марчелло с любовью стрижет собак и воспитывает маленькую дочь. В свободное от работы и семьи время он играет с друзьями в футбол и радуется почти счастливой жизни. У этого «почти» есть имя – это местное быдло по имени Симоне, бывший боксер, любитель кокаина и олицетворение страшного словосочетания «токсичная маскулинность». Чтобы выжить в бедном районе, Марчелло приходится продавать наркотики и нехотя работать с Симоне, неоднократно нарушая закон и раз за разом ставя под удар своих близких.
Поэт нижней и криминальной Италии Маттео Гарроне (за светскую, как известно, отвечает неутомимый Паоло Соррентино) вернулся к привычным темам после не самого удачного захода в жанр фэнтези. Итальянец снова мастерски препарирует отношения рабочего класса через криминальную призму, добавив в этот раз неоднозначные собачьи метафоры. Получилось что-то среднее между его же «Гоморрой» и одной из историй фильма «Сука любовь» Гонсалеса Иньярриту. При этом «Догмэн» твердо стоит на лапах и даже лает по-своему, немного абсурдно и гротескно, но, что удивительно, даже с юмором.
Фильм Гарроне вообще нацелен на то, чтобы удивлять. Вместо вялотекущего повествования и полудокументалистики (картина основана на реальной истории из 1980-х) итальянец уходит в ритмичное жанровое кино, напряженное и моментами чересчур жестокое. Извечное и уже стерильное противостояние добра и зла здесь слоится на близкий отечественному зрителю мотив «маленького человека» и внезапно актуальную проблему «абьюзивных отношений». В талантливых руках Гарроне эта кипа тем превращается во вневременную историю о том, что и на пружинку можно давить до поры до времени, пока она с такой же силой не отскочит обратно.
Эта простая история отлично работает благодаря главному украшению фильма – робкому и пучеглазому Марчелло Фонте в роли практически уолтеруайтовского полета. Все тот же друг, отец и простой работяга, который вынужден продавать наркотики, чтобы свести концы с концами и подарить семье хоть надежду на лучшее. Казалось бы, очередной герой, который живет на два мира, но благодаря таланту Фонте, его естественности и мимике трансформация из эмпатичного и сострадательного отца в мстительного преступника даже за полуторачасовой хронометраж выглядит не просто настоящей, но и пугающе оправданной. Кажется, награда за лучшую мужскую роль Каннского кинофестиваля – чуть ли не единственная в конкурсе этого года, к которой не хочется применять сослагательного наклонения. Абсолютный триумф маленького итальянца в роли маленького человека с большим сердцем!
Очевидно, сравнивая людей с собаками и выводя их симбиоз в заголовок, Гарроне как бы ставит между ними знак равенства, отменяя принцип «мы в ответе за тех, кого приручили». Не важно, как часто ты подкармливаешь и спасаешь бешеного пса – если он укусил тебя один раз, то укусит снова. Главное – вовремя понять, что, усыпив его, ты навсегда останешься один.
С 15 ноября в кино.