Конец зимы – традиционное время выхода в прокат фильмов ужасов. Современные хорроры охватывают множество направлений и постоянно экспериментируют со стилем, но некоторые ценности в жанре остаются незыблемыми. Например, тема дома с привидениями
Усадьба Блай
1960-е были золотым временем для британских хорроров, однако далеко не каждый фильм того времени сумел сохранить свой пугающий дух до наших времен. Одна из тех картин, что и сейчас смотрятся на одном дыхании и пугают не хуже современных аналогов, – «Невинные» режиссера Джека Клэйтона, лента, в которой зрители погружаются в пучину женского безумия следом за героиней восхитительной Деборы Керр. Фильм рассказывает о гувернантке, нанятой ухаживать за детьми, живущими в жутковатой усадьбе, которую, кажется, наполняют привидения. Сироты становятся своеобразными сосудами для духов умершей пары, некогда влюбленной друг в друга, а особняк становится местом их пугающих встреч. Бледные отражения в окнах и тени в коридорах, стуки и шепот нервируют зрителя даже сейчас, что уж говорить о тех, кто смотрел это кино полвека назад.
Дом на Холме
Молодежь в своем большинстве о классическом хорроре Роберта Уайза даже и не знает, а в лучшем случае видела слабенький ремейк 1999 года, но забывать о подобном решительно нельзя – именно «Призрак дома на холме» является образцом ужастика про дом с привидениями. Герои картины приезжают в старинный особняк, который имеет дурную славу скопища злых сил, изучить их присутствие призваны люди, имеющие паранормальные способности и более открытые всему сверхъестественному. В этом-то и кроется ошибка доктора Марквея – все самое ужасное от присутствия «экстрасенсов» только мультиплицировалось. А далее картина преподает уроки всем последующим поколениям хоррормейкеров – столь умело созданной атмосферы, такого количества пугающих скрипов и неожиданных теней больше не встретишь нигде. «Призрак дома на холме» даже сегодня заставляет вас после просмотра проверить замки на дверях и защелки на шкафах – да и спать придется при свете.
Отель «Оверлук»
Хорошо, отель «Оверлук» – это не совсем дом с привидениями в классическом понимании, но учитывая то, что в нем проживает всего три постояльца, а сам он находится в серьезной изоляции от остального мира, можно считать, что антагонист кинговского и кубриковского «Сияния» подходит для нашего сегодняшнего списка. И привидений в нем предостаточно на любой вкус: вот зловещие девочки-близнецы, вот мертвая женщина в ванной, вот болтливый бармен, вот двигающиеся кусты – если вас не напугает одно, обязательно уколет другое, «Сияние» недаром считается эталоном хоррора. И мы не ошиблись, назвав «Оверлук» главным злодеем фильма – таким его сделал автор. Посмотрите на то, как Кубрик нагнетает напряжение, как постепенно открывает нам самые страшные уголки здания, как превращает отель в живое существо, жаждущее новой крови, – зло как оно есть.
Коттедж Фрилингов
Как же можно обойтись без упоминания одного из наиболее кассово успешных хорроров в истории, картины, которая для поколения видеосалонов и видеопрокатов стала едва ли не главным фильмом ужасов. Ирония заключается в том, что «Полтергейстом» режиссер Тоуб Хупер и продюсер и сценарист Стивен Спилберг фактически высмеивали одержимость общества телевидением – именно телевизор несет угрозу обитателям дома. Впрочем, и сам дом тоже хорош – образцовый коттедж, мечта среднестатистической семьи, который всегда раньше олицетворял собой уют, спокойствие и защиту, превращен авторами «Полтергейста» в ловушку, которая способна похитить ребенка и угрожать взрослым.
Поместье Стюартов
Испанец Алехандро Аменабар дебютировал в Голливуде фильмом, который в новом тысячелетии на долгое время застолбил за собой звание «самого страшного фильма о призраках». Зрители в основном помнят «Других» за эффектный финал, переворачивающий историю вверх дном, но мы хотим напомнить, каким образом картина приходит к шокирующей концовке. На протяжении всей ленты нас интригует дом, в котором одинокая мать скрывает своих светобоязненных детей – сначала сверхъестественные явления похожи на добрую сказку, затем тревога и паранойя усиливаются и в конце концов превращают особняк в сосредоточие зла и ужаса. Место, которое должно вас защищать, оборачивается ядовитыми шипами – что может быть страшнее?
Приют «Санта-Люсия»
Многие называют «Хребет дьявола» лучшим произведением Гильермо Дель Торо, и эта мысль имеет право на существование – картина действительно великолепно соединяет ужасы и трагедию, философию и мораль, жестокость войны и надежду на будущее. Действие фильма разворачивается в стенах приюта, вокруг которого громыхает испанская гражданская война, дом превращается в арену боевых действий, в которых участвуют не только дети и взрослые, но и призрак мальчика Санти, пропавшего в одну из ночей. Война, сироты, призраки часто становятся темами рассказов Дель Торо, но в данном случае зловещее здание приюта играет ничуть не меньшую роль, чем остальные символы, – жилое, но безжизненное, уютное, но холодное, дающее кровь, но таящее смертельные опасности. Так гуманизм у этого режиссера всегда соседствует со смертью.
Поместье Ил-Марш
Голливудский ремейк британского фильма 1989 года «Женщина в черном» с самого начала был рискованным проектом – оригинал хоть и не был слишком известен, но продолжал отлично пугать новичков, режиссер Джеймс Уоткинс стремился доказать, что успех его дебютного «Райского озера» не был случаен, а Дэниел Рэдклифф горел желанием вырваться за пределы «поттерианы». В столь взрывоопасной обстановке зловещий дом, внутри и вокруг которого разворачиваются события фильма, должен был стать основой, фундаментом для всего остального. И жуткое поместье действительно впечатляет – в свете керосиновой лампы, при отблесках слабого пламени в нем каждая тень превращается в притаившегося призрака или привидение под черной вуалью, приближая зрителя к кошмарной развязке.
Дом Перронов в Харисвилле
Самое страшное в «Заклятии» то, что этот хоррор основан на реальных событиях, а дом, в котором злобная ведьма терроризировала семью достопочтенных американцев, можно увидеть целехоньким и сегодня (кстати, нынешние владельцы «дома с привидениями» после выхода «Заклятия» в прокат подали на студию WB в суд – их собственность оказалась в осаде фанатов паранормальных явлений и поклонников ужастиков). История о мстительном призраке по сей день будоражит умы тех, кто верит в сверхъестественное, а то, как показал дом режиссер Джеймс Ван, не могло не затронуть умы даже прожженных скептиков – это по-настоящему страшное место. Интересно в «Заклятии» и то, что фильм стал первым кирпичиком в большой вселенной взаимосвязанных ужастиков – для данного жанра это необычно, здесь чаще ограничиваются франшизами с общим злодеем.
Дом семьи Вэник
В 2010-х несколько отличных картин в жанре хоррор пришли к зрителю из далекой Австралии, и наиболее известным из них, пожалуй, стал «Бабадук» режиссера Дженнифер Кент – атмосферный рассказ о том, как женщина справляется (или не справляется) со своим горем, с потерей мужа. Усталая мать теперь постоянно раздражена из-за капризов своего сына, родившегося ровно в тот день, когда погиб ее супруг, – и однажды ей попадается на глаза странная книга о существе, которое из приветливого шутника быстро превращается в монстра. Превращается и проникает в дом, ведь Бабадук – не что иное, как физическое проявление неумения главной героини взять свою жизнь под контроль. С момента произнесения книжного заклинания дом Амелии и Сэма превращается в череду зловещих закоулков, а ужас теперь подстерегает в каждом темном углу – освободить жилье от монстра можно, только очистившись от тяжести скорби по ушедшему любимому.
Поместье Аллердэйл
«Багровый пик» Гильермо Дель Торо – едва ли не самый спорный фильм мрачного мексиканского сказочника, после выхода картины на экран мнения критиков и зрителей разделились, одни посчитали ленту затянутой и излишне мелодраматичной, другие – визуально совершенной и наполненной многочисленными символами. Что можно сказать совершенно определенно – дом здесь по-настоящему пугает. Особняк поместья Аллердэйл не просто населен привидениями, он словно создан из них, само его нутро, истекающее красной глиной, будто кровью, призрачно и пугающе, а с появлением новой хозяйки зло приобретает новую энергию. Впечатляющие декорации, объединенные с компьютерными спецэффектами, создают необыкновенную атмосферу, от которой зрителям не по себе – даже минута в таком доме заставляет сердце метаться в груди от ужаса.
Усадьба
В своей не самой длительной истории российские хорроры обращались к самым неожиданным локациям – ужас настигал героев в подземке, в корпусах новостроек и даже в салоне свежекупленного автомобиля. Есть у нас и свой дом с привидениями – это усадьба, в которую на свадьбу приезжают главные герои ленты Святослава Подгаевского «Невеста». Картина выполнена очень компетентно, поэтому и дом в ней «правильный» – есть странные комнаты, в которые входить нельзя, дверные замки то открываются, то закрываются, а между комнатами в стенах есть ходы. И, конечно, прибывшую сюда невесту ждут таинственные видения, не предрекающие ничего хорошего. Интересно, что свой зловещий дом авторы «Невесты» сделали из вполне дружелюбной постройки – лечебного корпуса московского санатория. Но кто сказал, что в таком месте не могут прятаться самые настоящие призраки?