Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Интервью

Вечный отличник: интервью с Александром Роднянским

Недавно телеканал СТС отметил десятилетие работы в эфире. Пребывавший поначалу в тени крупнейших игроков телерынка, СТС сегодня сумел занять собственную телевизионную нишу, позиционируя себя как "Первый развлекательный". Словом, у главы компании "СТС Медиа" Александра Роднянского есть основания, чтобы с оптимизмом смотреть в будущее и строить далекоидущие планы.

Добавить в закладки

-- Наверное, в детстве любили "Веселые картинки", Александр Ефимович?

-- Не припомню, чтобы читал их. Скорее вырос на журнале "Вокруг света". У нас на даче хранилась подборка лет за сорок, не меньше. Точнее, даже не хранилась, а попросту складировалась во флигеле. Выписывать "Вокруг света" начал мой дед, продолжил отец. Я обожал забираться с ногами в кресло-качалку и читать о путешествиях, странах и континентах… А вот "Веселые картинки" меня не зацепили.

-- Как-то вы сравнивали телевидение с иллюстрированными изданиями, я и решил, что СТС создавался по модели детского журнала – жизнерадостного, разноцветного, но не слишком серьезного.

-- Нет, наш канал – гораздо более сложная конструкция. Если поиграть в ассоциации, сравнил бы СТС с эстетически продвинутыми комиксами, где есть многослойная среда, которая легко воспринимается и незамутненным детским сознанием, и более искушенной, продвинутой публикой, адекватно реагирующей на стеб, иронию, но не признающей пафоса и патетики. Это те самые десять процентов аудитории, которые имеет сегодня канал. Можно провести параллели между отдельными передачами и тем, что называют словом "глянец". Скажем, "Истории в деталях" напоминают Vanity Fair, замечательный американский журнал, который читаю много лет. Это качественная журналистика без скидок. Программы, связанные с образом жизни – "Свадебный переполох", "Снимите это немедленно", "Мать и дочь", – перекликаются темами с женскими журналами. Не с Cosmo, а скорее с Elle или L'Officiel. Если вести речь о передачах "Сезам" и "Самый умный", вспомнил бы детские познавательные журналы. Как видите, телевидение охватывает более широкую аудиторию, чем любое печатное СМИ. Это не плохо и не хорошо, такова данность. Именно многоликость обеспечивает СТС зрительский успех. Хотя у нас есть четкие рамки. Никогда не скатимся в трэш или китч. Провокация – не наш стиль. Это относится и к все более уверенно конкурирующему в эфире каналу "Домашний". Мы продвигаем базисные семейные ценности и не стесняемся в этом признаться.

-- Посему кадры с перестрелками, взрывами и убийствами не появятся у вас ни под каким соусом?

-- Исключено. Не только кровь не покажем, но и ситуации, где она готова пролиться. Поверьте, это жесткая система ограничений. Мы отрезаем огромные территории, осваивая которые можно было бы весьма преуспеть.

-- Правда? Пока ждал начала интервью, смотрел в вашей приемной фильм, идущий по СТС. "Спецназ по-русски", кажется. Мочилово, доложу вам, конкретное.

-- Да ладно! Смешная и неглупая пародия на тупые боевики, заполонившие экран. Актеры играют прекрасные – , , … По-моему, мы уже в пятый раз повторяли "Спецназ", и он снова прошел с хорошим рейтингом. Именно по той причине, что снят принципиально не всерьез. В отличие, скажем, от "Аншлага" или "Кривого зеркала", где нет и намека на самоиронию. При всем моем уважении к этим передачам.

-- Вам они не нравятся?

-- У нас подобного юмора нет и, надеюсь, не будет, это не то телевидение, к которому хотел бы иметь отношение, хотя признаю: названные проекты коммерчески успешны.

-- Неправильно рассуждаете, не по-бизнесовому: раз программа приносит прибыль, надо показывать. Все у вас, Александр Ефимович, как-то странно, даже "ящик" в кабинете не работает. Впервые встречаю такого теленачальника.

-- Вообще-то у меня не "ящик", а настенная панель… Не могу заниматься делами при постоянно включенном телевизоре. Голова начинает болеть.

-- Интересное откровение! Значит, СТС вызывает у вас мигрень?

-- Я смотрю разные каналы. Например, спортивный… Мои коллеги, у которых большой информационный блок вещания, вынуждены перманентно следить за выпусками новостей, у меня такой острой необходимости нет, поскольку в данный конкретный момент мы не работаем в прямом эфире, идет повтор уже виденного мною фильма. Зачем же держать телевизор работающим? Архитектурой рекламных блоков я занимаюсь отдельно. И анонсы просматриваю заранее – как правило, вечером, в более спокойной обстановке.

-- Но сейчас, наверное, покой вам только снится? Канал переживает не лучший период.

-- С чего вы взяли? На телевидении приливы и отливы неизбежны, тут все происходит волнообразно, после пика обязательно наступает спад. У СТС был фантастический период, когда несколько проектов подряд прошли с колоссальным успехом, неожиданным даже для нас. Сейчас начинается новый подъем. Такая чересполосица.

-- Словом, последнее падение рейтингов считаете временным явлением?

-- Конечно. Но не нужно преувеличивать значение рейтинга. В конечном счете это лишь валюта для взаиморасчетов с рекламодателями, чистый бизнес, ничего иного. Да, некоторое снижение цифр в конце прошлого года было, тем не менее 2006-й мы закончили как лучший в нашей истории, поставив очередной рекорд и перевыполнив все бюджетные показатели. Не хочу утомлять вас цифрами, итоги были объявлены 27 февраля, при желании их легко найти в открытых источниках, поскольку "СТС Медиа" – компания прозрачная, публичная, наши акции торгуются на бирже NASDAQ. Скажу лишь, что положительные тенденции сохраняются на протяжении последних четырех лет. Скорее даже не тенденции – агрессивный рост. Именно это и позволило СТС в конце прошлого года пойти на определенный риск. Я реализовал программные решения, о которых давно думал. Поскольку в тот момент у нас в эфире не было хитов вроде «Не родись красивой» (2005) или "Кадетства", в прайм-тайм мы поставили ситкомы. Я давно хотел проверить известный в Америке программный ход: три ситкома сразу – с восьми вечера до половины десятого. Между хорошо знакомыми зрителям сериалами "Моя прекрасная няня" и "Кто в доме хозяин" вклинили новый проект "Папа на все руки". В случае успеха у компании появился бы новый инструментарий.

-- Не пошло?

-- Пока не получилось. Вероятно, российская аудитория в пик прайм-тайма по-прежнему хочет видеть сильную драматическую историю. Это легко объяснимо: необходимость эмоционального опыта – даже его эрзаца! – в условиях жизненной рутины. Любое нововведение требует времени на привыкание. Позже обязательно повторим эксперимент, а пока вернулись к прежней программной сетке. И практически восстановили позиции. При этом, повторю, мы предпочитаем ориентироваться на финансовые показатели – этот островок здравого смысла в сложной и насыщенной субъективными оценками индустрии. Да, у меня есть представление о нестыдном, нескучном, полезном и позитивном телевидении. На мой взгляд, СТС и "Домашний" вполне соответствуют этим критериям, но личных вкусов в данном случае мало. Невозможно ограничиваться подходом по принципу "нравится – не нравится". Когда человек учится в школе, его конечная цель – знания, а не красивый аттестат. Но именно отметки позволяют судить, на верном ли пути ученик. Так и "СТС Медиа": я стремлюсь делать новое телевидение – симпатичное, разумное, модное и энергичное, однако публичный рынок будет оценивать финансовую состоятельность проекта. По рыночной капитализации у нас самая большая медиакомпания в Восточной Европе. Используя школьную метафору, мы отличники.

-- Идете на золотую медаль, Александр Ефимович? Раньше не заслужили?

-- Почему? Как раз в школе и получил. Плюс красный диплом в институте. В этом смысле я скучен.

-- Может, и неудачи у вас никогда не случались?

-- Разве можно без них создать с нуля крупную телекомпанию или снять фильм? От поражений и ошибок никто не застрахован. Кроме «9 роты» (2005), «Питера FM» (2006) и «Водителя для Веры» (2004), были и ужасные кинокартины. Или вот сейчас в прайм-тайме у нас нет ничего равного "Не родись красивой". Страшно стараемся найти что-нибудь подобное: в производстве находятся сразу восемь проектов, занимаемся ими с утра до вечера, но нет никакой гарантии, что хотя бы один выстрелит. Заранее не угадаешь. Хотя "Кадетство" выстрелил…

-- Можно покупать проверенный, апробированный на Западе товар.

-- Периодически так и делаем, но ведь эти истории интегрированы в совершенно чужие жизненные обстоятельства. Их надо адаптировать под наши реалии, прописывать среду, характеры, диалоги, шутки. Попросту – переделывать… Вот и получается, что у нас в сериале "Не родись красивой" двести серий, а в оригинале было сто пятьдесят. И "Няню" в Америке снимали десять лет, а мы управились за полтора года.

-- Быстро – не всегда хорошо.

-- Но часто – необходимо. Здесь иной ритм, другая жизнь, более жесткая конкуренция. Но и нам перед съемками пришлось год помучиться. Лишь поиски актрисы на роль главной героини заняли восемь месяцев. Потом появилась Анастасия Заворотнюк. Тут ведь важно не задергаться, не начать суетиться, не сделать ложный шаг.

-- Когда вы пришли на канал, то говорили, что собственного производства программ и фильмов у вас не будет…

-- Его и нет. Зачем самим искать все эти студии и камеры, если можно обратиться к тем, у кого они есть? Но в эфир СТС идет лишь то, что сделано продакшн-компаниями исключительно по нашему заказу при нашем же участии. Мы контролируем все проекты от идей и сценариев до выбора ведущих, режиссеров и актеров. Сотрудничество с разными продюсерами и производителями позволяет эффективнее управлять финансами, диверсифицировать бизнес, обеспечивает независимость от одного конкретного партнера. Скажем, у меня давние дружеские отношения с Александром Акоповым, мы вместе осуществили многие успешные проекты, будь то "Бедная Настя", "Моя прекрасная няня" или "Не родись красивой", но это не мешает каналу, продолжая работать с "Амедиа", запускать новые сериалы с компаниями "Киноконстанта" и "Леан М". Постоянно ищем собственный стиль – свежий, нестертый, говоря при этом просто, понятно и увлекательно. Только так можно укрепить бренд, сохранив лояльных зрителей и завоевав новых. Например, с сериалом "Не родись красивой" к нам пришла аудитория, которая вообще телевизор не смотрит, для нее это не источник информации и не способ досуга. Молодые люди включились буквально на один сериал. И опять выключились. Их трудно удержать у экрана. Моя тринадцатилетняя дочь из этих ребят, она легко обходится без телевизора.

-- А сын?

-- Саша еще более далек от ТВ, он даже не знает в лицо раскрученных ведущих… Другое поколение: для мечтаний и фантазий у них не телевидение и детские книги, а художественные фильмы и компьютерные игры. А для саморазвития серьезная литература. Впрочем, речь не о моих сыне и дочери, а о тенденциях развития развлекательного телевидения в России. После рывка, совершенного в последние годы, неизбежен этап стагнации. Двигаться пока некуда, нужна передышка.

-- Значит, можно расслабиться и понапрасну не тужиться?

-- Наоборот, надо напрячься и попытаться понять, от чего аудитория окончательно и бесповоротно устала. Потребуются новые интонации, повороты тем, авторы, ведущие.

-- И картинка?

-- Тогда уж во множественном числе: картинки.

-- В том числе и веселые?

-- Мы ведь в начале разговора обсудили: разные. Все сгодятся, кроме скучных. И вчерашних.

Текст: Андрей Ванденко
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?