Смелое и блестящее переложение великой книги, от которого взгляд не оторвать.
В «Декамероне» Пазолини сыграл художника, ученика Джотто, который создает на стене неаполитанского храма огромную фреску и переносит на нее лица людей, встреченных на итальянских дорогах. Довольно смелое кастинговое решение, но оно совершенно справедливо: эта экранизация хрестоматийной книги Джованни Боккаччо и есть фреска удивительной красоты.
Ученик Джотто мечется по храму, охваченный вдохновением, – и, кажется, с таким же вдохновением Пазолини носился по ту сторону камеры. Он берет зрителя за руку, отводит в рожденную его фантазией Италию XIV века и начинает внушать: вот именно так все и было. Именно такие одежды – то рваные, то богатые, но неизменно живописные. Именно такая грязь на узеньких улицах. Именно такие залитые солнцем домишки, именно такая горячая пыль на мостовых. И лица, лица – жестокие, отталкивающие, изуродованные, гнилозубые или наоборот – наполненные неземными, почти пугающими красотой и светом.
Большая часть актеров – непрофессионалы, и Пазолини, похоже, пришлось перелопатить всю Италию, чтобы набрать себе таких потрясающих исполнителей на роли монахинь, убийц, развратников, простодушных крестьян, юных влюбленных, ловких аферистов и прочих персонажей. А еще там есть Сильвана Мангано, являющаяся художнику в образе Девы Марии: ее лицо находится на экране ровно пять секунд, но забыть его не получится никогда.
Наименее интересное в фильме – марксистская диалектика (а существуют целые исследования, как дважды два доказывающие, что это лента про североитальянскую буржуазию, гнобящую бедных южан). Ну конечно, можно и так. И все же «Декамерон» – работа исключительно талантливого поэта и художника, и как любой великий фильм, интересен прежде всего именно этим.