Что посмотреть
Мамонты Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP4zmkpoVS
Рецензии

Венеция-2024: рецензия на фильм «Мария» — Анджелина Джоли проживает последние дни Каллас

Байопик женщины, которая больше не поет, от Пабло Ларраина.

Добавить в закладки

Чилийский режиссер Пабло Ларраин, неравнодушный к трагическим судьбам великих женщин, завершает трилогию: «Джеки» сопровождала миссис Кеннеди (Натали Портман) в день убийства мужа, «Спенсер» разделила боль одиночества принцессы Дианы (Кристен Стюарт) в Рождество 1993 года, а «Мария» прощается с оперной дивой — у зрителей есть всего лишь неделя, чтобы услышать внутренний голос Марии Каллас. В байопиках Ларраин не гонится ни за исторической достоверностью, ни за портретным сходством — скорее предлагает ритуалы эмпатического погружения в чужую шкуру. Анджелина Джоли, исполнившая роль иконы сцены XX века, давно не появлялась в партиях, разбивающих сердце, а «Мария» — несомненно, одна из таких.

Анджелина Джоли в роли Марии Каллас на кадре из фильма «Мария»

Анджелина Джоли в роли Марии Каллас на кадре из фильма «Мария»

Нет никакой интриги: Каллас умерла утром 16 сентября 1977 года в Париже в возрасте 53 лет. Календарь повинуется кинематографической власти и отматывает на семь дней назад. Великая и уставшая женщина с пошатнувшимся здоровьем находится в плену медикаментов и заботы самых близких людей — кухарки (Альба Рорвахер) и дворецкого (Пьерфранческо Фавино), которые, как мы узнаем ближе к финалу, смогли стать для дивы семьей. Границы сознания Марии размылись, если не исчезли вовсе — дама встречает галлюцинации как старых друзей, не хочет прояснять рассудок и нежно пеленает делюзии новой порцией пилюль. Она больше не поет, но пытается ухватиться за сбежавшие из гортани ноты, которые уже давно не в ее власти.

Анджелина Джоли в роли Марии Каллас на кадре из фильма «Мария»

Анджелина Джоли в роли Марии Каллас на кадре из фильма «Мария»

Если обращаться к категориям привычным и размеренным, то структурно «Мария» представляет интервью женщины самой себе (или журналистам, которые живут лишь в ее голове). Места, запахи, музыка уносят Каллас прочь из осеннего Парижа, то в Нью-Йорк, то в Афины, меняя десятилетия, сезоны и цвета кадра. Но едва ли гастроли по ухабам памяти выстраиваются в линию жизни, скорее даже не стремятся к порядку. В привычном для себя произношении Ларраин сочиняет иммерсивный опыт, приоткрывая пространство, где бьются чужие чувства. Призраки, образы, сцены и театральный свет подсвечивают хрупкую фигуру женщины, которая прощается с собственной эпохой, слишком точно осознавая свое шаткое положение, для того чтобы взглянуть плачевной ситуации прямо в глаза.

Анджелина Джоли в роли Марии Каллас на кадре из фильма «Мария»

Анджелина Джоли в роли Марии Каллас на кадре из фильма «Мария»

«Мария» — скорее концерт, чем кино. Флешбэки и монтажные переходы подчиняются не логике нарратива, а музыкальным фразам и вибрациям голоса, которые соединяют осколки разбитой жизни воедино. Скульптурная красота Анджелины Джоли и не стремится спрятаться за гримом или мимическими подражаниями в технике вербатим. Ларраин любуется тонкими запястьями и печальным блеском глаз — еще немного, и Мария на экране могла бы превратиться в статую, кариатиду, которая на собственных слабых плечах выносит груз обветшавшей славы. Заставляют мрамор оживать не только игры света и тени, но и несовершенства. Речь не о капризах высокомерной дамы или жажде внимания, которое заменяет омлет по утрам, а о горьком остроумии. Каллас не экономит на иронии и красивых панчлайнах — пожалуй, именно юмор уравновешивает мелодраматический тон, который многие восприняли в «Спенсер» столь враждебно. Каллас выходит на последний поклон именно той женщиной, которой представляется любая легенда, вынужденная смириться с ходом времени, — скучающей, требовательной и далекой от соблюдения медицинских рекомендаций. Обезоруживает эффект зеркала: зритель смотрит на Каллас ее же глазами, а не взором слепого обожания извне.

Анджелина Джоли и Пабло Ларраин на съемках фильма «Мария»

Анджелина Джоли и Пабло Ларраин на съемках фильма «Мария»

Константа, связывающая баллады Ларина с реальностью, — имена героинь: Джеки потеряла мужа, а вместе с ним титул первой леди и главную американскую фамилию, что у всех на устах, — Кеннеди. Принцесса Диана, напротив, вернулась к корням и девичьей фамилии Спенсер. Мария тщетно ищет в утраченном голосе звучание Каллас, но находит живые вибрации лишь на пленке. Осталось решить и решиться: конец эпохи — это новое начало или занавес, закрытый теперь навсегда? 

«Мария», несомненно, окажется на устах в наградном сезоне и, вероятно, станет точкой отсчета возвращения Анджелины Джоли в большое кино — последние годы актриса посвятила себя семье и театру. Не обойдется без обид на преобладание формы над содержанием и подробных разборов гардероба — как и раньше, костюмам отведена не последняя роль. Но, несмотря на формальность и некую парадность действия, Мария запомнится и тем, что наконец красивая женщина разрешила себе быть смешной. Пусть анекдот и вышел очень грустным.

Текст: Настасья Горбачевская
21 комментарий
А
Трейлер мне понравился, красиво снято. Обязательно посмотрю, когда появится в онлайне.
Анджелина в последнее время очень уж безжизненная на своих редких пубьичных мероприятиях. Ушёл огонёк из глаз и похудела очень, жалко, такая женщина красивая, а чего-то не хватает
Скрыть 2 ответа
2 ответа
Крайне неудачный выбор актрисы на главную роль. Мария, полная внутренних противоречий, темпераментная и живая, при этом очень уязвимая, и Джоли - как неживая, равнодушная, похожая на манекен.
Скрыть 2 ответа
2 ответа
3 сентября
Анжелина прекрасная актриса. Как мне кажется, во многом ее красота и уникальные черты лица ей даже мешают. Кого бы она ни играла, всегда получается, что сексуальность и привлекательность затмевают прочие черты персонажа.


Скрыть 2 ответа
2 ответа
пластиковая до костей Джоли в роли иконы оперы? Очень смешно
Скрыть 5 ответов
5 ответов
Очень люблю Джоли и смотрю с ней все фильмы (кроме фэнтези , где она с рогами) , для меня она воплощение элегантности и женственности, её глаза всегда сияют. Невероятно красивая и добрая женщина
Скрыть 2 ответа
2 ответа
Джоли - это, конечно, идеальное воплощение пустой набитой дуры. И последние 10-15 лет именно эта дура пялится с экрана, в каком бы фильме она не снялась и о кого бы в нем не играла. Большая ошибка любого режиссера брать это недоразумение на главные роли. Удивительно неприятная и отталкивающая бабища
Скрыть 2 ответа
2 ответа
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?