Картина ставит фотографа выше объекта его съемки, и это, с одной стороны, превращает «Лайф» в уникальное зрелище, а с другой – разочаровывает всех тех, кто ждал еще один фильм о Джеймсе Дине
Картина ставит фотографа выше объекта его съемки, и это, с одной стороны, превращает «Лайф» в уникальное зрелище, а с другой – разочаровывает всех тех, кто ждал еще один фильм о Джеймсе Дине.
Фотограф агентства «Магнум» Деннис Сток на очередной вечеринке, собравшей голливудских звезд, знакомится с молодым актером Джеймсом Дином. В новообретенном приятеле Сток видит большой потенциал, но, пока у Дина не вышел ни один фильм, его фото издания не торопятся покупать. Деннис, сблизившись с Джеймсом, планирует вместе с будущей звездой совершить путешествие из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк, а затем на родную ферму Дина в Индиане и запечатлеть жизнь будущей легенды американского кино. За время поездки Сток и Дин превратились в настоящих друзей, разлучить которых может только смерть.
Всего три крупные роли, отмеченные высокими наградами, далекий от кроткого нрав, бросающаяся в глаза внешность и, главное, скоропостижная гибель превратили актера Джеймса Дина в настоящую голливудскую легенду. За немногочисленными оставшимися после смерти Дина интервью, за его фото и кинообразами люди стремятся разглядеть что-то большее, разгадать тайну таланта и привлекательности молодого артиста, а потому каждый фильм, так или иначе затрагивающий эту персону, вызывает интерес задолго до выхода в прокат. Но в случае «Лайфа» Антона Корбейна поклонников байопиков, возможно, ждет разочарование – новое обращение к легендарному бунтарю совсем не похоже на оду.
Главную причину несоответствия представления о фильме про Дина и реальности мы невольно уже назвали – это Антон Корбейн. Имя голландского режиссера не так много говорит поклонникам кино, все-таки в его фильмографии всего четыре фильма, но фанаты музыки и любители профессиональной фотографии любят и ценят Корбейна, как мало кого иного. Десятки выдающихся видеоклипов самых популярных исполнителей и групп, тысячи фото звезд, ставшие классикой, десятки выставок в самых престижных залах – Корбейн не нуждается в каком-то особенном внимании, он уже звезда, пусть и в несколько другой области.
Именно то, что Корбейн фотограф, и меняет представление о «Лайфе» в нужном направлении. Этот фильм не о Джеймсе Дине, как может показаться, а о фотографе Деннисе Стоке, человеке, который сделал самые знаменитые снимки рано ушедшего актера. Нет ничего страшного в том, что режиссер видит в Стоке самого себя – Корбейн подобно своему герою также ухватился в свое время за Йена Кертиса из группы Joy Division, именно он сделал самые знаменитые фотокадры, он, так же как Сток, стал другом всем членам коллектива. Так что Корбейна с «Лайфом» связывают гораздо более глубинные нити, чем те, что лежат на поверхности.
Кроме того, «Лайф» еще и рассказывает не о Дине-звезде, а о Дине-мальчишке. В момент знакомства актера со Стоком Джеймсу было всего 23, его голова вовсе не была занята красными дорожками, интервью и селебрити-вечеринками. Корбейн показывает обычного парня из глубинки, которому повезло вырваться из Индианы, но душой он навсегда остался рядом со своими родными. Поэтому Дин-ДеХаан чаще говорит о матери, о доме, о детстве, чем о работе, о будущем, о делах – он еще не успел сформироваться в звезду, он представляет пока сгусток плазмы, впитывающий энергетику всего, до чего может дотянуться своей гравитацией природного обаяния. Авторам фильма интереснее то, как Дин двигался по жизни, чем то, как он мчался по автотрассам. И Корбейн об этом отчетливо заявляет – да, машины в кадре есть, но Дин в картине прежде всего друг Стока, а уже потом актер, мужчина, гонщик, звезда и все остальное.
Если же при просмотре сделать ударение на судьбу Стока, то и фильм смотрится совсем иначе. Это большая яркая история творческой личности, видящей красоту мира там, где другие пока не способны разглядеть ничего примечательного. Больше того, Сток сам строит свой прекрасный мир. Да, не всегда удачно, и его ужасающая личная жизнь тому пример, но кое в чем Деннис мастер – он делает из плоского фото объемный срез жизни, говорящий о человеке больше, чем десятки интервью и сотни страниц воспоминаний.
Какой бы угловато-спорной ни казалась лента любителям кино, можно быть совершенно уверенными в том, что «Лайф» – это именно то, что Антон Корбейн хотел сказать о фотографии, о фотографе, об объекте его съемки и методах его работы. Кино у Корбейна традиционно получилось необыкновенно стильным, красочным, несмотря на эпоху, в которой еще главенствовала черно-белая палитра. Практически каждый кадр идеально выстроен, каждый персонаж занимает четко отведенное место, каждая реплика произнесена с чувством, с толком, с расстановкой.
Одним из приемов повысить свой уровень фотографического мастерства некоторые учителя считают повторение шедевров прошлого – в попытке выстроить кадр, уловить эмоцию, повторить атмосферу ученик должен постигнуть секрет совершенства оригинала. Считайте, что Корбейн продолжает учиться – он повторил в кадре «Лайфа» знаменитое фото Джеймса Дина на Таймс-сквер, попутно собрав все то, что к этому кадру привело и что из него последовало. И это лучший учебник, это сама жизнь.
С 24 марта в кино.