Лишенный целостности и конкретности, но симпатичный и смешной фильм классика французского кино о том, как порой изощренна в своих играх бывает судьба
Небольшой французский городок Бон охватывает необычный трепет, почти одновременно здесь происходят уникальные события: город заполняют звуки джазового фестиваля, в суде рассматривается громкое дело, местная больница принимает партию молодых интернов, а прошедший концерт Джонни Холлидея заполнил окрестности жуликоватыми двойниками рок-певца. Удивительная атмосфера провинции смешивается здесь со столичным переполохом, а пересечение судеб множества героев приводит к забавным и грустным коллизиям.
Клод Лелуш – безусловная легенда французского кино, за более чем пятидесятилетнюю карьеру в кинематографе этот режиссер, кажется, рассказал об отношениях мужчины и женщины все. Но только сам рассказчик понимает, полностью ли он выложился, все ли темы раскрыл, каждую ли деталь обеспечил объяснениями, и, видимо, Лелуш посчитал, что разговор может и должен быть продолжен – это лучшее объяснение появления на свет комедии «12 мелодий любви». Встречайте же несколько новых ситуаций из жизни влюбленных и ненавидящих, заключающих брачный союз и разводящихся, молодых и находящихся при смерти, – знаменитый мастер представляет новый калейдоскоп судеб, подсмотренный и придуманный им для нашего развлечения.
Калейдоскоп – лучшее определение для «12 мелодий любви», этот фильм действительно сложно воспринимать как обычное зрелище. Скорее это постоянно меняющаяся в детской игрушке картинка, набор из двух-трех десятков разноцветных стеклышек-судеб, которые образуют причудливые узоры в результате поворота механизмов вселенной. Небольшой городок, где разворачиваются события картины, достаточно велик, чтобы иметь собственный фестиваль, больницу, суд и тюрьму, но не слишком перенаселен, чтобы его жители могли встречаться друг с другом не только в окрестностях дома и работы. Потому-то каждый из множества задействованных персонажей и оказывается то на больничной койке, то в первых рядах рок-концерта, то на судейской скамье или среди присяжных, а то и просто на улице, в попытке укрыться от джазовых и блюзовых ритмов. И этим Лелуш гениально обрисовывает жизнь – мы все вроде бы живем отдельными жизнями, но хаос и броуновское движение отчего-то время от времени сводят нас вместе. Видимо, так угодно судьбе.
Герои «12 мелодий любви», впрочем, судеб мира не решают, их проблемы приземлены и даже банальны: жена застает мужа с любовником, преклонных лет мужчина после смерти супруги влюбляется в проститутку, полицейский детектив оказывается обведенным вокруг пальца двойником звезды, мэр города пользуется помощью брата-близнеца, пока проходит лечение в больнице. Все крайне просто, но при этом мило и по-французски легко, за сюжетом следить даже не приходится, да его вроде бы и нет по большому счету. Автор просто показывает нам, что жизнь продолжается за пределами тех событий, которые нам кажутся важными, что свои горести и радости есть у людей, облеченных властью, и простых смертных, что развод переживают не только рыбаки и фермеры, но и звезды, что удача может проявить себя смятым лотерейным билетом, а может отвернуться и «подставить» тебя полиции с наркотиками в багажнике авто. Жизнь сложна и многообразна, особенно если присмотреться к деталям.
А детали Клод Лелуш любит, и при всем многообразии и обилии персонажей каждому дает по узнаваемой фразе, жесту, речевому обороту или даже просто одаривает улыбкой. Перед актерами «12 мелодий» стояла сложнейшая задача – за короткий эпизод раскрыть своего героя и очаровать зрителя, и именно благодаря деталям многим это блестяще удалось: кто-то забавно шутит, кто-то необычно передвигается, кто-то очаровывает одним взглядом, а кому-то приходится беспробудно пить.
Однако будем справедливы, «12 мелодий любви» – это не совсем зрительское кино. Точнее, это кино, рассчитанное на киноманов и подлинных поклонников творчества Лелуша, потому что, как уже было сказано в начале, лента является своеобразным духовным продолжением всего творчества знаменитого режиссера. Нет, это не прямой сиквел какой-то картины, но это то, что в фильмах любят подписывать титром «Прошло 20 лет». Здесь можно увидеть отголоски и «Мужчины и женщины», и «Болеро», и «Прекрасной истории» – Лелуш продолжает разговор, но не конкретные истории. От этого фильм может показаться несколько бессвязным и излишне гротесковым, но стоит отнестись к нему как к вишенке на огромном творческом торте, и звуки блюза вкупе с ароматами французской кухни и хорошего вина вас очаруют.
С 8 февраля в кино.