Предсказуемая и фальшивая история доктора, которому необходимо не только справляться с проблемами пациентов, но и решать собственные проблемы неустроенности в обществе
Молодой выпускник медицинской школы Шон Мерфи спешит на свое первое собеседование – он претендует на место детского хирурга в престижной больнице в Сан-Хосе. Пока специалисты госпиталя, его руководство и представители попечительского совета решают, имеет ли Мерфи преимущества пред другими кандидатами, Шон попадает в сложную ситуацию – в аэропорту он оказывается рядом с мальчишкой, жертвой несчастного случая, которого, разумеется, не может оставить без помощи. Используя свои знания и особое чутье, молодой доктор проводит операцию прямо на полу зала прилета, а затем сопровождает пострадавшего в больницу, опоздав на главную в своей жизни деловую встречу. Новость о чудесном спасении в аэропорту быстро доходит до руководства больницы, и Мерфи берут-таки на работу, однако отношение к нему остается настороженным, ведь он не такой, как все, и дело вовсе не в его очевидном врачебном таланте.
Довольно часто, особенно на ТВ, случается так, что актеры становятся заложниками одной роли. Яркий образ сначала приковывает всеобщее внимание, занимает у актера все время на протяжении нескольких лет, а потом не отпускает – в любой последующей роли зрители все равно видят продолжение того героя, который удался более всего. Бывает такое и с режиссерами, которых удачный старт обрекает на самоповторы, да и со сценаристами такое происходит сплошь и рядом. Вот, например, Дэвид Шор, автор и шоураннер сериала «Доктор Хаус», чье имя украшало титры все восемь лет выхода шоу, тоже оказался заложником громкого успеха – вне полюбившейся зрителям больницы его проекты не становились особенно популярными. Вывод Шор сделал верный – снова обратиться к людям в белых халатах, – вот только время, кажется, оказалось безнадежно упущено.
Новый сериал от Дэвида Шора называется «Хороший доктор» и, с одной стороны, является ремейком одноименной южнокорейской драмы, а с другой – выглядит очевидным наследником «Хауса», даром что снят в иных декорациях. При этом параллели не стоит принимать слишком близко к сердцу – на азиатский сериал «Доктор» похож только сюжетной завязкой, все-таки два полушария слишком сильно отличаются и эмоционально, и динамически, а до Грегори Хауса придется тянуться и тянуться – такие удачные персонажи рождаются не каждый год или даже десятилетие.
О чем же рассказывает новый сериал? «Хороший доктор» снова поднимает излюбленную в последние годы телевизионную тему нестандартных людей внутри обычного общества. Неприспособленные к общению физики двигают науку вперед, страдающая от биполярного расстройства аналитик разрешает международные конфликты, погруженные в себя гении раскрывают преступления – теперь пришло время поставить аутиста в операционной. Главный герой сериала Шон Мерфи – не просто аутист, у него синдром саванта, юноша – гениальный врач, способный моментально оценивать обстановку и разрешать сложные задачи, предугадывая течение операции, но, увы, его навыки общения остановились на уровне младшего школьника. Мерфи не способен проявлять твердость на словах, но действия его безупречны – именно в этом и заключается главная проблема, хирург должен быть тверд и заточен на разрешение проблемы любым способом, словно скальпель, а Шоу уязвим.
Вместе с главным героем уязвима и вся концепция – «Хороший доктор», похоже, обречен на скучную рутину: новый пациент, непонятная болезнь, неудачное первое вмешательство, гениальное прозрение Мерфи, победа. Все это ровно в таком порядке мы наблюдали в «Хаусе», где решение каждой проблемы начиналось с постановки вопроса «А не аутоимунное ли это?». Но «короля Грегори» делала свита, и ту пришлось собирать по крупицам, а у «хорошего доктора» рядом пока никого нет – авторы, разумеется, включили в сюжет пилота какие-то слабо увлекательные «терки» внутри коллектива клиники, но они не впечатляют ни актерскими работами, ни эмоциями – обычная рутина.
Еще более удручающим является представление авторов о том, как должен вести себя аутист при возникновении перед ним проблемы – Шон Мерфи в сериале легко преодолевает проблемы социализации, общаясь с широким кругом незнакомцев, совершая множество действий, которые и обычному человеку придут в голову не сразу, решается на преступление и побег. Как принято говорить в таких случаях: «Не верю!» Разумеется, авторы будут «обвешивать» героя разными «суперспособностями» и тяжелым прошлым, которое навсегда изменило его жизнь, но уже сейчас это выглядит крайне вымученным приемом.
Вообще, весь «Хороший доктор» выглядит манипулятивным и притянутым за уши. Зрителю намеренно «подсовывают» уязвимого героя, которого хочется «обнять и плакать», действие снова перенесено в больницу, где каждый второй находится при смерти, правда, к финалу эпизода он с улыбкой выписывается, благодаря эскулапов, да и второстепенные персонажи все как на подбор с собственной «грустинкой»: тот самый пример, когда сериал нацелен не рассказать историю, а напитаться зрительскими эмоциям – слезами, сопереживанием, сочувствием, добротой. Извините, но нам этого самим мало, чтобы тратить на вторичное, насквозь предсказуемое зрелище.