Умный и изобретательный фильм ужасов – уже хорошая рекомендация для просмотра. Не запутайся автор в смешении двух параллельных сюжетов, картина могла бы претендовать на звание лучшего хоррора года
Одиннадцать лет назад смерть родителей едва не сломала жизнь Тиму и Кэйли Рассел. Девочка-подросток скиталась по приемным семьям, а Тим до 21-летнего возраста находился в лечебнице под присмотром врачей. Истинную причину гибели своих родителей дети спрятали глубоко внутри, однако не забыли весь ужас, который им пришлось пережить. В день, когда брат и сестра снова воссоединяются, Тим и Кэйли берутся выполнить то, что запланировали еще детьми, – доказать, что родителей убило проклятое зеркало, а затем уничтожить страшный артефакт. Но зло не намерено так просто сдаваться…
Если вы помните, вышедшая в прокат год назад «Мама» имела в своей основе короткометражку, которая в свое время удачно попалась на глаза Гильермо дель Торо. Знаменитый режиссер решил идею развить и предложил авторам оригинальной идеи попробовать себя в большом кино. Эксперимент прошел удачно. «Окулус» имеет схожую историю возникновения – еще в 2006 году Майк Флэнеган продемонстрировал миру свой короткий метр под название «Окулус. Часть 3: Человек, у которого был план». Получасовой хоррор, снятый всего за 2 тысячи долларов, так и просился на большой экран. Поклонники жанра, ликуйте, спустя восемь лет Флэнеган свое детище расширил и вынес в широкий прокат.
Картина имеет отличную завязку. Концепция должна прийтись по вкусу всем скептикам, привыкшим сидя у телевизора давать советы героям хоррора: «Не ходи в подвал!», «Возьми с собой фонарик!», «Не бродите по пустому дому по одному!» Главная героиня «Окулуса» – это именно такой скептик, поэтому к поставленной задаче девушка подошла со всей ответственностью и прежде всего изучила всю историю своего сверхъестественного противника, чтобы любые неприятности встретить во всеоружии. Призрак вырубает электричество? Вся техника на автономных батареях. Лопаются лампы? Готов комплект запасных. Монстр прячется от людских глаз? Расставим везде камеры. Зло губило свои жертвы обезвоживанием? Ставим будильник и пьем каждые 45 минут. Прежние несчастные впадали в транс? Просим надежного человека звонить каждый час с проверкой. Наконец, на случай, если все пойдет не так, у Кэйли установлено устройство, готовое уничтожить ненавистное зеркало. У Кэйли есть план, но прелесть всех таких планов в том, что все равно все идет не так, как задумано.
Если концепция является несомненным плюсом картины, то реализация и финализация идеи вызывают много вопросов. На поверхность выползают все проблемы, которые только могут появиться при искусственном вытягивании большой истории из короткого метра, – во второй половине картины Флэнеган, искусственно наращивая «мясо», решает использовать не очень обычный метод – связать в одно действие события сегодняшнего дня и той страшной ночи, когда случилась трагедия. Ход интересный, тем более что флешбэк действительно получился интересным и по-хорошему жутким. Вот только очень скоро наложение друг на друга двух времен превращается в винегрет, сбивающий и общий настрой, и градус напряженности. Ничего более печального в хорошем ужастике не придумаешь – то, что пугало еще десять минут назад, начинает утомлять. Подрастерял козыри автор и к самому финалу. У картины нет особого твиста, понятно с самого начала, что добро не останется безнаказанным, но закончена история слишком уж прямолинейно.
Свою главную задачу, впрочем, картина исправно выполняет: при отсутствии явных бу-моментов она старательно нагнетает жуть, свойственную скорее мистическим хоррорам, чем слэшерам. Внушительную фору дает «Окулус» и своим более непритязательным собратьям – его герои действительно не так глупы и безрассудны, как мы привыкли видеть персонажей фильмов о призраке. Да и сам злобный дух не лишен черного чувства юмора и холодящего спину влияния на зрителя. До «Заклятия» не дотягивает, но вполне увлекает приятными, не переигрывающими актерами, занимательной идеей и нетривиальными ходами повествования. Зеркало, особенно большое, старинное, все еще может напугать – уже за это «Окулус» можно поблагодарить.