В новом фильме Стивена Фрирза «Шери» /Cheri/ (2009) мы видим самый живописный Париж из всех возможных – Париж начала ХХ века, город «прекрасной эпохи», зеленого абсента, проклятых поэтов, любовников в фиалках и богатых куртизанок. С некоторыми модификациями эти расхожие представления о Париже, увековеченные в романах Колетт, один из которых лег в основу фильма, активно эксплуатировались в кино на всем протяжении прошлого столетия. Была ли им альтернатива? Вот 11 видов незнакомого Парижа, на которые стоит обратить внимание.
1. «Зази в метро» /Zazie dans le metro/ (1960), реж. Луи Маль
Город как абсурд: дадаистский бурлеск Луи Маля про девочку, мечтавшую увидеть парижский метрополитен. Кажется, нет ничего проще, но этот только кажется. Самый хармсовский французский фильм и самая странная в истории кино точка зрения на Эйфелеву башню. Сейчас такие съемки невозможны: страховка и городской налог слопают половину бюджета фильма.
2. «Ренессанс» /Renaissance/ (2006), реж. Кристиан Волькман
А таким будет Париж, перестроенный поклонниками Александра Родченко. Пока это самый удачный пример использования технологии захвата изображения motion capture. В отличие от создателей «Аватара», увлекшихся копированием новозеландских джунглей, режиссер Волькман проявил больше фантазии, работая с этой штукой.
3. «Подземка» /Subway/ (1985), реж. Люк Бессон
В отличие от «Зази в метро», где нет никакого метро, действие лучшего фильма Люка Бессона почти полностью происходит под Парижем. Неон, бесконечные туннели, странные типы с пергидролем, увлекательные гонки на роликах: 80-е в самом разгаре. Еще не испортившийся режиссер. Еще не замыленный Кристофер Ламберт. Прекрасный фильм.
4. «Любовники с нового моста» /Amants du Pont-Neuf, Les/ (1991), реж. Лео Каракс
А это уже начало совсем другой эпохи – 90-х. Каракс, предчувствуя наступление глобальной деревни на родной город, дарит Парижу, который превращался в большую туристическую табакерку, феерию четырех стихий: огня, воды, земли и воздуха.
5. «Видок» /Vidocq/ (2001), реж. Питоф (Жан Кристоф Комар)
Темные парижские 90-е закончились «Видоком» – интересной готической фантасмагорией про чудовище с ртутным лицом. Алхимия, запрещенные ритуалы, недобрый, конспиративный городишко – такого Парижа мы еще не видели.
6. «Дива» /Diva/ (1981), реж. Жан-Жак Бенекс
«Подземка» – действительно важный фильм 80-х, но первой парижской историей в жанре киберпанк была «Дива» Бенекса, которой Бессон, как некоторые считают, сильно вдохновлялся. В «Диве», снятой за пять лет до «Подземки», тезис «80-е поменяли все» формулируется еще более выпукло.
7. «13-й район» /Banlieue 13/ (2004), реж. Пьер Моррель
Неоновую психоделию 80-х сменили конспиративные практики 90-х, манипулирующие с образами (бессмертный ртутный алхимик «Видока» – это, безусловно, одна из ипостасей Терминатора), им же на смену пришли апокалиптические нулевые и «13 район»: туристическая табакерка обросла городами-призраками ишумно коллапсирует.Праиж становится городом в огне. Как и весь мир.
8. «Время развлечений» /Playtime/ (1968), реж. Жак Тати
Но вернемся в happy sixties с их вечным солнцем и футуристическим оптимизмом. Для «Playtime» – главного визионерского шедевра 60-х – великий Жак Тати построил свой Париж, купив под городом участок земли под знаменитые декорации геометрического города, подозрительно напоминающего Дефанс – парижский Сити с небоскребами. Маленькое замечание – Дефанс к моменту съемок существовал только на бумаге.
9. «Альфавиль» /Alphaville/ (1964), реж. Жан Люк Годар
Альфавилль – еще один геометрический город, но на противоположном конце Галактики – Годар тоже снимал в Париже. Хрестоматийный пример создания внеземной среды простыми средствами – в фильме нет ни одного специального эффекта. И трехметровых синих человечков тоже.
10. «Париж уснул» /Paris qui dort/ (1923), реж. Рене Клер
Безумный ученый изобретает луч, который погружает Париж в состояние кататонии: люди замирают на ходу. Парижский прекурсор «Матрицы» от французского киноклассика Рене Клера.
11. «Один против всех» /Seul contre tous/ (1999), реж. Гаспар Ноэ
Отчужденный, пустой и бессердечный – опять не те определения, с которыми привыкли ассоциировать столицу Франции. Два тотальных одиночества – город и человек – встречаются в полнометражном дебюте автора «Необратимости». Герой бесконечно говорит, город бесконечно слушает. Первый – от отчаяния. И второй тоже. Две пустоты, помогающие друг-другу выжить. Любите ли вы Париж?