Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP4zzpPozM Okko Okko
Рецензии

Вина уцелевшего: рецензия на хоррор «Проклятые»

Нордический слоубернер про столкновение разума и мифа.

Добавить в закладки

Трейлер

В цифровом прокате можно найти режиссерский дебют исландца Тордура Палссона о столкновении прогрессивно мыслящей владелицы (Одесса Янг) рыбацкой станции с дремучими предрассудками и старинными легендами. Пытаемся без спойлеров разобраться, где грань между реальностью и вымыслом и куда приводят мечты о крупном улове.

Одесса Янг в роли Эвы на кадре из фильма «Проклятые»

Одесса Янг в роли Эвы на кадре из фильма «Проклятые»

Ева (Одесса Янг) заправляет станцией, где рыбаки базируются во время зимней вахты: пара домов на берегу моря да кладбище, где нашел последнее пристанище в том числе и муж героини. Вдова, впрочем, не отчаивается и играючи справляется с бригадой моряков. Сезон, однако, выдался неважный, припасов едва хватает, чтобы поддерживать поникших рыбаков. Однажды, перед очередным выходом на промысел команда замечает вдалеке тонущий корабль, налетевший на опасные скалы. Ева отказывается отправить лодку к месту крушения, мотивируя жесткое решение недостатком провизии и заботой о рыбаках. 

Когда на следующий день к берегу прибивает бочку с солониной, очевидно, хранившуюся в трюме затонувшего корабля, герои все же отправляются проверить, не осталось ли в скалах других припасов — не пропадать же добру. Но вместо вещей моряки обнаруживают несколько выживших басков, которые как безумные бросаются к лодке и едва не топят весь экипаж. В начавшейся суматохе гибнет кормчий Рагнар (Рори МакКанн), а его помощник Дэниэл (Джо Коул) убивает одного из лезущих в лодку людей. Подавленное настроение команды усугубляется на следующее утро, когда на берегу обнаруживаются бездыханные тела экипажа несчастливого корабля. На кладбище появляется новая порция гробов (земля слишком промерзла, чтобы хоронить погибших как полагается), а суеверная помощница Евы Хельга (Шивон Финнеран) начинает стращать команду рассказами об оживших мертвецах — драуграх.

Джо Коул в роли Даниэля на кадре из фильма «Проклятые»

Джо Коул в роли Даниэля на кадре из фильма «Проклятые»

«Проклятые» впечатляюще работает с ожиданиями зрителей. Трейлер и первичные данные картины (время действия — XIX век, изолированная станция, люди на грани нервного срыва) обещают историю как минимум в духе «Нечто» Джона Карпентера. И поначалу события действительно разворачиваются в совершенно предсказуемом ключе. Но Тордур Палссон — очень хитрый человек: там, где напрашивается скример, режиссер превращает его в шутку, а проступающий жанровый троп аккуратно забрасывает снегом и ловко ведет зрителей по ложному следу. Сюжетный клубок «Проклятых» распутывается крайне неспешно, и лишь в концовке молнией поражает осознание: каждое действие героев было тщательно спланировано демиургом истории и с хирургической точностью расставлено по хронометражу фильма ради опустошающего финала.

Одесса Янг в роли Эвы на кадре из фильма «Проклятые»

Одесса Янг в роли Эвы на кадре из фильма «Проклятые»

Впрочем, ключевой тезис «главное чудовище — человек» может показаться слегка тривиальным, а сюжет картины — несколько поверхностным, но «Проклятые» подкупают исполнением. Каждую деталь фильма Палссон заставляет работать в унисон, и повествовательный механизм выдает максимум при минимуме вложений. Атмосферности добавляют и локация, и все еще оригинальный сеттинг, и операторская работа, и сдержанная до поры манера игры основных актеров. Одесса Янг превосходно демонстрирует переход своей героини от холодной рассудительности к натуральному помешательству, а отзвуки пробирающей до костей истории об оживших мертвецах в исполнении Шивон Финнеран гарантированно задержатся в головах зрителей надолго.

«Проклятые» — прекрасный пример дебютной работы, в которой гармонично уживаются амбициозность и понимание собственных лимитов. Тордур Палссон с помощью давно понятного шаблона «Нечто» ловко заарканил зрителей, а затем усадил их слушать поучительную историю о том, как чувство вины, изоляция и предрассудки способны превратить даже самых достойных людей в безумцев. И, на зависть многим коллегам, провернул этот финт режиссер с легкостью умудренного опытом кинематографиста.

Текст: Владимир Ростовский
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2025 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?