Нордический слоубернер про столкновение разума и мифа.
В цифровом прокате можно найти режиссерский дебют исландца Тордура Палссона о столкновении прогрессивно мыслящей владелицы (Одесса Янг) рыбацкой станции с дремучими предрассудками и старинными легендами. Пытаемся без спойлеров разобраться, где грань между реальностью и вымыслом и куда приводят мечты о крупном улове.
Ева (Одесса Янг) заправляет станцией, где рыбаки базируются во время зимней вахты: пара домов на берегу моря да кладбище, где нашел последнее пристанище в том числе и муж героини. Вдова, впрочем, не отчаивается и играючи справляется с бригадой моряков. Сезон, однако, выдался неважный, припасов едва хватает, чтобы поддерживать поникших рыбаков. Однажды, перед очередным выходом на промысел команда замечает вдалеке тонущий корабль, налетевший на опасные скалы. Ева отказывается отправить лодку к месту крушения, мотивируя жесткое решение недостатком провизии и заботой о рыбаках.
Когда на следующий день к берегу прибивает бочку с солониной, очевидно, хранившуюся в трюме затонувшего корабля, герои все же отправляются проверить, не осталось ли в скалах других припасов — не пропадать же добру. Но вместо вещей моряки обнаруживают несколько выживших басков, которые как безумные бросаются к лодке и едва не топят весь экипаж. В начавшейся суматохе гибнет кормчий Рагнар (Рори МакКанн), а его помощник Дэниэл (Джо Коул) убивает одного из лезущих в лодку людей. Подавленное настроение команды усугубляется на следующее утро, когда на берегу обнаруживаются бездыханные тела экипажа несчастливого корабля. На кладбище появляется новая порция гробов (земля слишком промерзла, чтобы хоронить погибших как полагается), а суеверная помощница Евы Хельга (Шивон Финнеран) начинает стращать команду рассказами об оживших мертвецах — драуграх.
«Проклятые» впечатляюще работает с ожиданиями зрителей. Трейлер и первичные данные картины (время действия — XIX век, изолированная станция, люди на грани нервного срыва) обещают историю как минимум в духе «Нечто» Джона Карпентера. И поначалу события действительно разворачиваются в совершенно предсказуемом ключе. Но Тордур Палссон — очень хитрый человек: там, где напрашивается скример, режиссер превращает его в шутку, а проступающий жанровый троп аккуратно забрасывает снегом и ловко ведет зрителей по ложному следу. Сюжетный клубок «Проклятых» распутывается крайне неспешно, и лишь в концовке молнией поражает осознание: каждое действие героев было тщательно спланировано демиургом истории и с хирургической точностью расставлено по хронометражу фильма ради опустошающего финала.
Впрочем, ключевой тезис «главное чудовище — человек» может показаться слегка тривиальным, а сюжет картины — несколько поверхностным, но «Проклятые» подкупают исполнением. Каждую деталь фильма Палссон заставляет работать в унисон, и повествовательный механизм выдает максимум при минимуме вложений. Атмосферности добавляют и локация, и все еще оригинальный сеттинг, и операторская работа, и сдержанная до поры манера игры основных актеров. Одесса Янг превосходно демонстрирует переход своей героини от холодной рассудительности к натуральному помешательству, а отзвуки пробирающей до костей истории об оживших мертвецах в исполнении Шивон Финнеран гарантированно задержатся в головах зрителей надолго.
«Проклятые» — прекрасный пример дебютной работы, в которой гармонично уживаются амбициозность и понимание собственных лимитов. Тордур Палссон с помощью давно понятного шаблона «Нечто» ловко заарканил зрителей, а затем усадил их слушать поучительную историю о том, как чувство вины, изоляция и предрассудки способны превратить даже самых достойных людей в безумцев. И, на зависть многим коллегам, провернул этот финт режиссер с легкостью умудренного опытом кинематографиста.