Слабая пятая серия «Пиратов», которую стоит смотреть лишь ради Джонни Деппа и некоторых комедийных и боевых сцен
Генри Тернер (Брентон Туэйтс), взрослый сын Уилла и Элизабет, узнает, что может избавить отца от морского проклятия, если добудет трезубец Посейдона – один из мощнейших океанских артефактов. Поскольку своего корабля у парня нет, он разыскивает пиратского капитана Джека Воробья (Джонни Депп) в надежде, что тот поможет сыну старых знакомых. По пути молодой человек знакомится с ровесницей Кариной (Кая Скоделарио) – девушкой-астрономом, которая тоже ищет трезубец. Карина надеется, что поиски прольют свет на судьбу ее отца, оставившего ей зашифрованный дневник со звездной картой, указывающей на остров Трезубца. Тем временем Джек узнает, что за ним охотится его давнишний враг – испанский охотник за пиратами Салазар (Хавьер Бардем), которого Джек некогда превратил в морскую нежить.
Когда создатели пятой серии популярного пиратского цикла рассказывают о своей картине, они порой говорят о ней как о новом начале с молодыми главными героями и как о попытке снова войти в ту художественную воду, которая намыла успех первому эпизоду «карибской» эпопеи.
В реальности все наоборот. «Мертвецы» не начинают цикл заново, а подводят черту под сюжетом трех первых «карибских» фильмов. Хотя Орландо Блум и Кира Найтли появляются лишь в паре сцен, они незримо присутствуют в каждом кадре, потому что это ради них Генри отправляется в приключение, и это их воссоединение становится «ударной точкой» эпилога. Карина тоже действует не совсем в собственных интересах (ее отец – один из уже знакомых зрителям персонажей цикла), а Джек противостоит злодею, благодаря которому стал капитаном по прозвищу Воробей. Помните, как в третьей серии «Индианы Джонса» цикл завершился, вернув героя к истокам – к обретению хлыста, шляпы и интереса к археологии? Нечто подобное происходит в «Мертвецах». Мы узнаем, откуда взялся Джек, и это логичный финал эпопеи.
Фильм не казался бы двухчасовым эпилогом более удачных полотен, если бы Туэйтс и Скоделарио были столь же харизматичны, как Блум и Найтли в первом фильме цикла. Но новый дуэт тонет в тени прежних звезд, даже когда тех нет на экране. В пресном «сладком мальчике» Туэйтсе нет и капли мужественности Блума, и его персонаж не компенсирует это подвигами, а огонек в глазах Скоделарио едва заметен в сравнении с пламенем в глазах Найтли. Новая героиня – скорее живой компас, чем интересный персонаж, и фильм уделяет удивительно мало времени семейным делам Карины. Романтическая же линия Генри и Карины – фиаско 80-го уровня. Никакой любовной «искры», никаких убедительных чувств. Фильм бы выиграл, если бы ребят сделали братом и сестрой.
Это не было бы большой бедой, если бы молодые актеры были фоном для настоящих звезд – Деппа, Бардема, Джеффри Раша и других. Но Генри и Карина находятся в центре повествования, и двойной провал кастинга не наполняет ленту свежей энергией, а высасывает из картины энергию ветеранов. Которой, кстати, не так уж много. Куда меньше, чем ее должно было быть.
Да, капитан Воробей – все еще самый смешной пират обоих полушарий, но комический материал у него бородатый и приевшийся. Да, капитан Барбосса – удачный антигерой, однако он был колоритнее в первом фильме цикла. Салазар же – бледное и плоское подобие немертвых злодеев из предыдущих серий. В нем нет никакой интриги и никакой психологической сложности. Это банальный и не особенно умный кровожадный маньяк, который отнюдь не так пугающ, как злодей Бардема из «Старикам тут не место». Кроме того, в нем не чувствуется капитанского лидерства, которое должно быть у подобного персонажа. Это негодяй с окружением, а не подлинный морской предводитель, какими были Барбосса и Джонс.
Можно ли по крайней мере рассчитывать на драйв и на изобретательность экшен-сцен? Драйва в фильме хоть отбавляй, и это радует в сравнении с недавними «Стражами Галактики. Часть 2», которые буксовали в середине картины. Герои «Мертвецов» почти безостановочно бегут, плывут или дерутся. Однако происходит это без особой постановочной фантазии. Даже в финале, когда персонажи добираются до трезубца Посейдона и прикасаются к его колоссальной мощи, на экране не происходит ничего по-настоящему поразительного и невиданного. Лучшие экшен-фрагменты фильма – начальные сцены, творчески «спионеренные» из одного из «Форсажей». Еще неплоха неудачная казнь, тоже из первой трети картины. А дальше – нагромождение второсортных разочарований. Хоть и переполненных спецэффектами.
В общем, если вы любите капитана Воробья и хотите снова с ним встретиться и заодно узнать, чем закончилась история Тернеров, то пятым «Пиратам» можно уделить два часа жизни. В них есть занятые и смешные моменты. Но это не кино, которое вселяет новую веру в сериал, а лента, которая убеждает, что «Пиратам» пора на покой, пока они не превратились в полное позорище – в собрание «минусов» без тени «плюсов».
С 25 мая в кино.