Достойное продолжение лучших советских традиций «школьного кино» и «фильмов о потерянном поколении», рассказанное умным, ярким, универсальным языком. Современная классика киноромана взросления
Жизнь Виктора Служкина не слишком задалась – жена им недовольна, работы нет, да и пристрастие к алкоголю дарит лишь головную боль вместо радости. От безденежья и в надежде отвлечься Виктор устраивается в школу учителем географии. В противостоянии ученикам и коллегам, в схватке за расположение супруги, в выяснении границ дружбы со своим давним приятелем Виктор проживает необыкновенный год, меняющий его взгляды на мир.
Картине Александра Велединского суждено было стать одним из главных событий российского кино 2013 года, а может быть, даже нескольких последних лет. И тому есть сразу несколько предпосылок – и яркий, отмеченный многими наградами одноименный роман Алексея Иванова, и летняя победа на киносмотре «Кинотавр» (тот странный для России момент, когда победителя одного из главных фестивалей страны обсудили, расхвалили и распиарили критики и будущие прокатчики, а зритель видит ленту в прокате только полгода спустя), и участие в ленте одного из главных актеров своего поколения Константина Хабенского. Суммарный потенциал картины очень высок, но получится ли у «Географа» стать настоящим явлением, каким он представляется издалека?
Для начала, картине невозможно будет отделаться от сравнения с книгой. Занятие это неблагодарное, но для тех, кто читал роман, неизбежное, тем более что изменения в сценарий внесены достаточно важные, чтобы фильм заиграл особенными красками. Первое, конечно, это возраст главного героя. Литературный персонаж моложе Константина Хабенского на добрый десяток лет, и если для среднего поколения эти цифры незначительны, то для старшеклассников, которым 25 лет кажутся старостью, тридцатилетний и сорокалетний учитель отличаются как небо и земля. Это одна из причин, по которым мотивы «протеста», а затем «принятие» школьниками нового Географа в фильме не очень понятны. 28-летнего парня (как в романе) и «чморить», и принимать равным проще.
Вторая важная деталь, вызывающая недоумение и выбивающая почву из-под ног сюжета, – это перенос времени действия из «проклятых» 90-х в наше время. Согласитесь, социальная обстановка полтора десятка лет назад была совсем иная, слонялся без работы, пил или прожигал никчемную жизнь едва ли не каждый второй. Сегодня быть таким асоциальным типом, каким выглядит Служкин, просто неприлично. Время пропитых романтиков ушло, сменилось отношение к ним, как бы медленно ни менялись взгляды в провинциальном городке.
Но, впрочем, все это старческое брюзжание, никоим образом не имеющее сил очернить замечательный фильм. За просмотром «Географа» в голову часто приходят очень схожие сцены из многочисленных советских фильмов. Как ни крути, фильм Велединского – плоть от плоти и школьных драм вроде «Доживем до понедельника» или «Дорогая Елена Сергеевна», и трагедий нереализованности, первой из которых на ум приходит «Осенний марафон». Образ Служкина пропитан той самой любимой некогда «интеллигентностью» с начитанностью, романтическим настроем, умением тонко шутить, сложно ругаться и красиво отказывать женщинам. Странно, но при всех отталкивающих составляющих Служкин симпатичен, ему несложно сопереживать, его непростое положение заставляет прокручивать в голове варианты собственных поступков, а ведь это всегда непросто – создать такого экранного героя, которого может примерить на себя едва не любой зритель. Хабенский в этом безупречен, представить кого-то иного на месте литературного Виктора теперь уже невозможно.
Под стать главному герою и персонажи второстепенные. С поколения старшего спрос невелик – это профессионалы, которые выполняют свою работу на твердое «пять», а вот «школьники» заслуживают отдельного «плюсика» к пятерке. У нас нечасто юное поколение, испорченное сериальным «чесом», готово выкладываться в большом кино, но у Велединского костяк «учеников» сработал безупречно – за время фильма у каждого из ребят, отправившихся в сплав, проявляется характер, и в прямом, и в переносном смысле.
Но и это не все. Похвала фильму была бы неполной без поклона в адрес места действия – столь аутентично, точно, эффектно, беззлобно, но с беспредельной грустью наши города давно никто не показывал. Пермь с ее портом, ее серыми коробками многоэтажек, с ее блеклыми улицами и потерянными жителями – узнаваема и гнетуще противоположна реке, уральским склонам, водным порогам заключительного похода.
В драматургии «Географа» можно выбрать множество ниточек, за которыми тянутся, казалось бы, совершенно не связанные друг с другом смыслы. Здесь есть и взросление, и проблема «лишнего» человека, и бытовая неустроенность, толкающая на досадные проступки, и победа над собой и природой, и вопрос самоидентификации… Но главная удача фильма – крайне тонкое и филигранное сочетание всех этих разнообразных слоев. Над «Географом» можно и посмеяться, и поплакать, и подумать. О нем можно поговорить, и такое «внеклассное чтение» часто оказывается лучше, ярче и поучительнее любых уроков.