
Идеальное вампирское кино для тех, кого бесят «Сумерки»
Две вампирши, мать Клара (Артертон) и дочь Элианор (Ронан), вот уже двести лет скрываются от братства вампиров-мужчин. Сменив бесчисленное множество мест обитания, они добираются до глухого английского городка на побережье, где Клара быстренько организует бордель. Пока мать занята тяжелой работой, слишком человечная для вампира Элианор заводит дружбу с болезненным мальчиком.
Фильмы о вампирах уже давно превратились в нескончаемый тренд жанрового кино. Вот и Нил Джордан уже второй раз в карьере не устоял перед искушением обратиться к теме вечно востребованных кровососов. Его «Интервью с вампиром», снятое двадцать лет назад с суперзвездным актерским составом, рассказывало о противоречивых отношениях двух бессмертных мужчин, которые были друг для друга не только любовным интересом, но и отцом с сыном. Теперь речь пойдет о вековых трениях двух женщин и их борьбе с группировкой, уверенной, что право быть вампиром – привилегия исключительно мужская.
Каждой вампирской истории приходится заново изобретать правила. Придуманные Моирой Буффини («Неотразимая Тамара», «Джейн Эйр») героини вскрывают вены своих жертв вырастающими ногтями, а внешняя трансформация людей в нежить заставляет вспомнить все фольклорные традиции разом (тут есть даже медитативное путешествие на остров, покрытый туманом, в компании стаи чаек). Выдержанная в реалистическом ключе с противопоставлением матери-чудовища и наивной дочки, «Византия» отсылает к достокеровской английской литературе. Даже имена морских офицеров Дарвелла (Райли) и Рутвелла (Миллер), чье наплевательское отношение к противоположному полу запускает цепочку последствий на века вперед, взяты у Байрона и Полидори, авторов, ответственных за появление фигуры вампира в английской прозе.
Разумеется, картине не чужда и определенная ирония. Когда героине Ронан в школе поручают написать сочинение о ранних воспоминаниях, она подходит к задаче настолько буквально, что, читая получившуюся готическую сказку, учителя едва не падают в обморок. Но это всего лишь эпизод. Кино меланхоличнее «Византии» надо еще поискать.