Необычная и талантливо разыгранная, но слишком уж несуразная трагикомедия о моде и лицемерии в австралийской глуши
Необычная и талантливо разыгранная, но слишком уж несуразная трагикомедия о моде и лицемерии в австралийской глуши.
Захолустная Австралия 1951 года. В маленький городок Дунгатар приезжает модистка Тилли Даннадж (Кейт Уинслет). Четверть века назад ее обвинили в убийстве одноклассника и отослали в закрытый интернат, откуда она сбежала в Европу. Теперь Тилли вернулась домой, чтобы задать жару тем, кто разлучил ее с матерью (Джуди Дэвис). Ее оружием против лицемеров-консерваторов становится гламурная парижская мода, превращающая невзрачных женщин в писаных красавиц.
Австралийская писательница Розали Хэм утверждает, что ее детство в маленьком городке было счастливым и идиллическим. Однако в это трудно поверить, когда читаешь ее дебютный роман и смотришь его экранизацию. «Месть от кутюр» пышет ненавистью к провинциальным нравам и порядкам. Жители захолустья в картине Джоселин Мурхаус предстают тупыми и злобными вырожденцами, чье безбрежное лицемерие не может скрыть их мерзопакостные душонки. На ум сразу приходят библейские Содом и Гоморра, и Тилли кажется ангелом-истребителем, который послан, чтобы определить, есть ли в городе хотя бы несколько праведников, чье присутствие отвратило бы гнев божий и полное уничтожение Дунгатара.
Это перспективная сюжетная идея, и можно только восхититься тем, что основным оружием мести Тилли оказывается швейная машинка «Зингер», а не неуместный в руках бывшей парижанки револьвер. Но, заявив свою основную тему, картина надолго про нее забывает и вместо собранного и целеустремленного повествования предлагает публике сумбурную и затянутую историю. Лента настолько невнятна, что не понять, хочет ли Тилли отомстить «лучшим людям» Дунгатара или, наоборот, подольститься к ним и доказать, что они ошиблись, когда сочли десятилетнюю девочку неисправимой преступницей. И если в самом начале фильма кажется, что у героини есть хитрый, продуманный план, то в середине ленты становится ясно, что Тилли действует наобум и плывет по течению. Что в таком кино героиню не красит.
Чтобы вернуть сюжет в изначальное русло, картина совершает одно из худших сценарных преступлений – меняет ход событий с помощью нелепой случайности. Случайности хороши в начале фильма, когда нужно запустить сюжетный мотор. Но как только лента набирает крейсерскую скорость, ее события должны логично следовать одно из другого, и нелепые случайности становятся неуместны. В «Мести» же случайность не одна – их несколько, и все они существенно влияют на ход событий. Мягко говоря, это производит неприятное впечатление.
Почему книга и фильм так устроены? Наверно, чтобы сделать главную героиню более обаятельной и не позволить зрителям увидеть в ней коварную злодейку. Но те, кому Тилли хочет отомстить, изображены почти что карикатурными мерзавцами, и это извиняет любые действия, направленные против них. Наоборот, то, что героиня медлит и почти весь фильм не пытается раздавить злодеев как клопов, выставляет ее не добродетельной, а слабой и нерешительной. Ведь преступления негодяев налицо, и никто из них даже не пытается раскаяться.
Странный сюжет порождает еще более серьезную проблему – жанровую невнятицу. В течение полутора часов «Месть» играет по правилам фарсов и ромкомов, а потом вдруг начинает лить кровь, копать могилы и действовать по законам мрачных «черных» комедий. Да, в принципе, можно поменять жанр по ходу повествования (классический пример – «Психо», который начинается как авантюрная история), но не в последней четверти картины! Такой «сюрприз» попросту отрезает зрителей от сопереживания героям, поскольку настроиться на новую волну оказывается почти невозможно. Впрочем, сопереживать нелегко и в ранних сценах, поскольку в «Мести» много нарочитого театрального переигрывания, недостоверно смотрящегося на экране.
С другой стороны, переигрывание звезд зачастую оказывается неплохим самоценным аттракционом. Например, Хьюго Уивинг, бывший агент Смит и Элронд, весьма забавен в роли городского полицейского, который обожает шить и носить женские платья, а двукратная номинантка «Оскара» Джуди Дэвис порой уморительна в роли сварливой и сумасбродной старухи, у которой шарики давно заехали за ролики. В свою очередь, Лиам Хемсворт с мужественной бородой ослепляет сексапилом, даже когда камера на нем не фокусируется. Хотя обычно этот рассчитанный на женщин фильм «облизывает» тело Хемсворта так, как будто это модель «Плейбоя» в кино 1980-х. Хороши и второстепенные актеры – скажем, Сара Снук из «Предопределения», которая по ходу «Мести» преображается сильнее, чем Алиса Фрейндлих в «Служебном романе». Ну и, конечно, Кейт Уинслет неотразима в роли стильной и эмоциональной красотки. Она хороша даже тогда, когда сценарий не знает, что с ней делать.
В целом «Месть» оставляет противоречивое впечатление. В ней есть занимательные идеи, удачные сцены, колоритные персонажи и стильные наряды, но сконструирована она так неудачно, что перечеркивает собственные достоинства. Так что ответ на вопрос «Стоит ли покупать билеты в кино?» зависит от того, как сильно вы любите Уинслет, Уивинга и Лиама Хемсворта и как сильно вы ненавидите маленькие городки, где все друг друга знают и все друг другу гадят.
С 4 августа в кино.