Наспех снятая киноверсия театральной постановки, которая слишком слаба по меркам полноценных киноэкранизаций
Привлекательная и состоятельная вдова Араминта (Изабель Юппер) нанимает Доранта (Луи Гаррель), бедного молодого человека из хорошей семьи, в качестве секретаря. Окружающие полагают, что Дорант претендовал на это место из-за любви к Мартон, юной компаньонке Араминты. Однако на самом деле Дорант влюблен в свою хозяйку. Поскольку правила приличия не позволяют молодому человеку открыто объявить о своей любви, бывший лакей Доранта, ныне прислуживающий Араминте, придумывает, как сделать так, чтобы женщина узнала об истинных мотивах Доранта и воспылала ответной страстью.
«Ложные признания» – хрестоматийная пьеса французского драматурга Пьера де Мариво. Она была впервые поставлена в 1737 году. Несмотря на ее возраст, это все еще интересный психологический этюд, предвосхищающий «многоуровневую» драматургию Чехова, где герои говорят одно, делают другое, а подразумевают третье. К сожалению, картина скончавшегося в 2015 году швейцарского режиссера Люка Бонди (фильм вышел после смерти постановщика) – не лучший способ познакомиться с этим классическим произведением.
Люк Бонди в основном трудился как режиссер театра и оперы, и над «Ложными признаниями» он работал для парижского театра «Одеон», где был директором с 2012 по 2015 годы. Киноверсия «Признаний» основана на спектакле Бонди, и единственная существенная разница между ними в том, что спектакль игрался на сцене, а киноверсия снималась в нескольких помещениях «Одеона» и в расположенном неподалеку от театра Люксембургском саду. Очевидно, тяжело больной режиссер перенес «Признания» на пленку, чтобы сохранить свои художественные решения и игру своих знаменитых актеров для потомков. Но то, что приемлемо и уместно на сцене, плохо смотрится на экране, потому что кино живет по иным художественным законам.
Прежде всего, при всем уважении к Изабель Юппер как к великой актрисе, она никак не подходит под определение «молодая вдова». Сразу вспоминаются шутки про звезд, которые играют Джульетту, уже будучи на пенсии. Да, Юппер выглядит моложе своих лет, но не настолько моложе, чтобы вписаться в образ, придуманный де Мариво. И это полностью перекраивает всю психологическую диспозицию пьесы.
Далее, персонажи картины носят костюмы XX и даже XXI веков, а не наряды того времени, когда развивается действие пьесы. Когда же герои выходят на балкон, то с улицы слышен шум машин – еще одно нарочитое указание на современность, а не на старину. Однако Мариво – не универсальный Шекспир. «Ложные признания» четко привязаны к вполне определенному моменту в истории общественных нравов. Равно как и, например, чеховский «Вишневый сад», непредставимый до отмены крепостного права и после революции. Поэтому постановщик киноверсии «Ложных признаний» должен хотя бы попытаться перенести зрителей в дореволюционную Францию, а не мозолить глаза отсылками к современности. Подход Бонди для кино слишком ироничен и отстраняющ. Конечно, «Ложные признания» – это комедия, и довольно игривая, но все же в пьесе весьма серьезные эмоциональные ставки, которые невозможно прочувствовать из-за несерьезности режиссерского решения. В хорошей шутке должна быть лишь доля шутки, а картина Бонди шутлива целиком, и это превращает ее в пустячок.
Наконец, Луи Гаррель не кажется подходящим актером на роль Доранта. Судя по западным и российским рецензиям на театральную постановку Бонди, это проблема всего режиссерского решения, а не только киноверсии «Ложных признаний». Гаррель слишком «деревянен» и бесстрастен для изображения главного героя. Есть разные интерпретации Доранта, но во всех них речь идет о довольно страстном парне, а не просто об обаятельном красавчике, которого играет Гаррель. Да, в центре пьесы находится Араминта, а не Дорант, но это достаточно важный герой, чтобы не стоять «столбиком» рядом с другими персонажами.
В общем, смотреть «Ложные признания» стоит лишь в том случае, если вы всерьез интересуетесь современным европейским театром и если у вас не было возможности посмотреть постановку Бонди на сцене. Фильм можно рассматривать как замену визита в «Одеон», но не как полноценную киноверсию знаменитого произведения.
С 5 января в кино.