Рождественский миф о добром волшебнике и жителе Северного полюса впитался в популярную культуру вместе с кинематографом. История знает не только каноничные вариации Санта-Клауса, но и выходы за горизонт – интересные, смешные, порой абсурдистские ревизии. Мы вспомнили 8 таких Сант – от всеобщих примеров для подражания до крайне сомнительных личностей.
Самый обаятельный Санта
Классический Голливуд не был таким уж каноничным по отношению к Санте. В «Чуде на 34-й улице» Эдмунд Гвенн сыграл добродушного и честного работника – Криса Крингла, который переодевается в костюм Санты и беседует с детьми, выслушивая их пожелания. С одним «но» – рациональные начальники, психологи и терапевты ополчаются на него всей силой психоаналитической школы, чтобы убедить Крингла в неадекватности. У персонажа Гвенна не только природное обаяние, но и настоящая борода (не на веревочках!), уверенность в благой миссии и в осуществляемости чуда. В конце концов этому поверят даже тысячи рациональных, материалистичных американцев, вроде бы давно забывших о силе воображения. Если дедушке из торгового центра пишут письма с пометкой «Санта», то вопрос существования волшебного героя, в принципе, решен.
Самый одинокий Санта
Испанцы тоже внесли свою лепту в историю экранного Санты. В «Клаусе» избалованный почтальон Джеспер находит хижину лесоруба, который давно ведет затворнический образ жизни, изобретая игрушки. Это и есть Санта – одинокий старик, который, лишившись жены и детей, устроил себе прижизненное погребение в игрушках. Волшебный, мастерски исполненный мультфильм производит ревизию как образа Клауса, так и самого рождественского мифа. Джесперу и Санте необходимо объединиться, чтобы в мир вечной людской вражды вновь пришли радость и тепло. С тех пор как вышел «Клаус», его справедливо называют лучшим рождественским произведением на экране.
Самый любимый Дед Мороз страны
Быть главным Дедом Морозом страны – задача действительно ответственная, кто только не пытался примерить на себе волшебное амплуа. Узнаваемым и иконическим стал артист Александр Хвыля в советском фильме «Морозко» 1964 года – там он сыграл зимнего волшебника, который может любого спасти от суровой зимы, укутав в свою шубу. Образ Деда Мороза в фильме – канонический, добрый и справедливый волшебник, заставляет думать о тайнах глубокой русской души. Немаловажный пункт: сам Хвыля потом был признан всесоюзным Дедом Морозом, а также выступил на елке в Кремле.
Самый уязвимый Санта
Кто-нибудь представлял, что Курт Рассел – культовый актер боевиков и триллеров, почти всегда в образах опасных заключенных или борцов с подонками – примерит на себя красную шубу и праздничный колпак? Но Рассел не только стал волшебным героем рождественских мифов – его приключение резонно называть историей «Санты в беде». После аварии в центре Чикаго волшебному дедушке нужна помощь – его олени разбежались, а мешок с подарками просто-напросто исчез. Для поколений постарше Рассел – это Змей Плискин или Джей МакКриди, а для молодого рискует стать Сантой. В нем уже нет того хладнокровного взгляда и несгибаемого характера – разносчик подарков тоже человек, и ему время от времени нужна помощь.
Самый технологичный Санта
Можно только представить масштабы задачи: как доставить миллионы подарков за одну ночь? У Санта-Клауса из мультфильма 2011 года, к счастью, есть своя технология. Его фабрика на Северном полюсе – современный и высококачественный конвейер, на котором задействованы сотни эльфов. Логистические операции совершенны, а оснащение может сравниться с военным. «Секретная служба Санта-Клауса» – история об Артуре, младшем сыне Санты, который исправляет ошибку – даже в высокоэффективном производстве бывают сбои, из-за него девочка рискует остаться без рождественского подарка. Над этим анимационным Сантой работали энтузиасты из студии Aardman, которые осчастливили нас появлением «Уоллеса и Громита» и «Побега из курятника», – и этот образ действительно впечатывается в память.
Самый возмутительный Санта
Этот Санта-маргинал наверняка пошатнул веру в доброго и волшебного дедушку. Билли Боб Торнтон в фильме – Чувак из «Большого Лебовски», но от мира рождественской эйфории, подает только плохие примеры. Грязный, пьяный, матерящийся бродяга и вор, который лениво натягивает на себя костюм Санты и слушает желания ненавистных ему юных посетителей. Конфликт фильма – трагедия потерянной и проклятой души, которой суждено исцелиться рядом с детьми, по всем заветам Достоевского. Впрочем, мы навсегда запомнили такого Санту как живой пример деструктивного поведения.
Самый семейный Санта
«Своим» Сантой поколение миллениалов наверняка считает Тима Аллена – разведенного отца, которому чудом досталась эстафета продолжить миссию Санта-Клауса. Из обычного пригородного мужчины герой Аллена превращается в бородатого чудака с избыточным весом. Самая острая точка конфликта в этом милом, если не ламповом фильме – образ отца в глазах других взрослых, которым он видится не лапландским волшебником, а просто неудачником, потерявшим связь с реальностью. Но красный костюм, упряжка с оленями и фабрика на Северном полюсе – всему этому есть место, как и семейному торжеству единения. Культовый фильм 1994 года в первую очередь о том, что отец для ребенка – самый идеальный и непревзойденный Санта.
Самый брутальный Санта
Можно ли напасть на Санту и круто об этом пожалеть? Как показывает пример «Жестокой ночи» – вполне. В этой ленте вооруженные грабители захватывают особняк, где по воле случая оказался Санта-Клаус, прибывший раздать подарки. Но герой Дэвида Харбора – не просто добрый дедушка с мешком игрушек, а экс-викинг, некогда разбивавший недругам головы молотом (вот оно, северное происхождение героя), – ситуация подначивает вспомнить былые навыки. Чтобы спасти праздник и семейку, Санта включает режим кровожадного берсерка. Персонаж Дэвида Харбора – самый брутальный дед из всех, балансирует между героическим характером и неприятным маргиналом. Как только человек поверит в волшебство, летающих оленей и чудо-дедушку, на его голову запросто вытошнит хмельного Санту.