Когда видишь в расписании проката выходящий на этой неделе «Вычислитель», сразу вспоминаешь, что в советские годы фантастику обожали, но удивительно редко ее снимали
Режиссерскую карьеру Питера Бодановича обычно начинают с драмы 1971 года «Последний киносеанс», которая принесла постановщику номинацию на «Оскар». Однако в реальности его первой работой была лента под названием «Путешествие на планету доисторических женщин» (1968). Которая на самом деле была перемонтированной советской картиной Павла Клушанцева «Планета бурь». Богданович доснял несколько сцен с белокурыми красотками (какая же Венера без полуголых девушек!), заменил красные звезды на космолетах на символ, олицетворяющий NASA, добавил закадровый текст… И превратил увлекательный советский триллер об исследовании Венеры (с участием робота, динозавров и природных катаклизмов) в кино, не задевающее национальную гордость американских зрителей. Что ж, по крайней мере, спецэффекты он оставил в неприкосновенности. Они у Клушанцева были на уровне мировых стандартов.
«Москва – Кассиопея»/«Отроки во Вселенной» (1973-1974)
Американские подростки в свое время умирали от зависти, когда видели юного героя Уила Уитона на борту звездолета в сериале «Звездный путь: Новое поколение». Интересно, что бы с ними случилось, если бы они увидели советскую дилогию Ричарда Викторова, в которой вся команда космолета «ЗАРЯ» была младше 16 лет? Объективно говоря, это был довольно глупый сюжетный ход (хотя бы пару взрослых космонавтов с ребятами надо было отправить). Но зато он позволил соединить бесшабашный юмор советских школьных комедий с пафосно-приключенческим духом советского фантастического кино. И, кроме того, всегда интересно смотреть, как из кризиса выпутываются люди, которые морально к нему не готовы. Как в «Отроках во Вселенной», где спасать инопланетную цивилизацию приходится не успевшим повзрослеть школьникам.
Космические путешествия, клоны, сверхчеловеческие способности, дистанционное управление разумным существом, экологическая катастрофа, олигархическая диктатура, агрессивная биомасса… И все это в одном двухсерийном фильме, который смотрится как цельное повествование, а не как отрывочная энциклопедия фантастических тем. Замечательное достижение сценариста Кира Булычева (кажется, самого часто экранизировавшегося советского фантаста) и режиссера Ричарда Викторова, который снял всего три фантастических фильма – а кажется, что был целой эпохой нашей экранной фантастики.
Мы были первыми на Луне? Ну конечно же, были. Но власти скрывают! Псевдодокументальная картина Алексея Федорченко мастерски пародирует стиль сенсационных откровений и одновременно переосмысляет советскую космическую мифологию, насыщая иронией ее бравурную серьезность. Особенно приятно то, что, при всей своей артхаусной изощренности, которую в полной мере может оценить только профессиональный киновед, «Первые на Луне» – хоть и причудливая, но понятная, почти мейнстримная картина. Жаль, что она не так известна и популярна, как она того заслуживает.
Наш ответ «Дню сурка»? Нет, фильм Владимира Хотиненко вышел за шесть лет до «Дня сурка». Свердловская сценаристка Надежда Кожушаная придумала сюжетный ход с постоянным повторением одного и того же дня без всякой голливудской помощи. Самостоятельно родилась и идея столкнуть одного из главных героев с его отцом в молодости («Назад в будущее» во время работы над сценарием «Зеркала» только готовился к прокату). Знай наших! И помни нашу историю. Потому что, в отличие от «Дня сурка» и «Назад в будущее», «Зеркало» – не только фантастическая лента о путешествии в зацикленное прошлое, но и политическое кино, откровенное размышление о советской идеологии и ее влиянии на судьбы людей.
В середине 2000-х режиссер Владимир Бортко изрядно опозорился, провалив амбициозную экранизацию «Мастера и Маргариты». Но это фиаско не стерло из нашей памяти самое известное достижение Бортко – великолепную экранизацию фантастико-сатирической повести Булгакова «Собачье сердце». Стоит отметить, что, хотя «Сердце» было написано в 1925 году, повесть впервые была официально опубликована в СССР всего за год до выхода картины Бортко (ранее она распространялась только в подпольном самиздате). Так что для многих жителей нашей страны экранизация стала первым знакомством с книгой. И именно благодаря ей в народ ушли такие популярные цитаты, как «Не читайте до обеда советских газет».
Когда смотришь «Гостью» умудренными глазами зрителя XXI века, в глаза сразу бросаются дешевые спецэффекты, дешевые костюмы, дешевые съемки… М-да, самый известный советский фантастический сериал был не так важен для руководства страны, как грандиозная экранизация «Войны и мира». Но где режиссер Павел Арсенов не дотянул как «фантастический Бондарчук», он спас «Гостью» за счет потрясающего обаяния этой подростковой истории о космических пиратах и девочке из 2084 года. Главной козырной картой сериала была исполнительница заглавной роли Наташа Гусева, но кто в «Гостье» не был обаятелен? Даже педантичный робот Вертер в исполнении Евгения Герасимова наповал сражал своим очарованием. И, пожалуй, ни один советский фантастический проект не мог похвастаться таким светлым изображением будущего, как арсеновский суперхит, поистине культовое телезрелище.
Благодаря машине времени Иван Грозный переносится в Москву 1970-х, а как две капли воды похожий на него управдом Бунша оказывается в царских палатах XVI века. Казалось бы, пустяковый фарсовый сюжет, и основанный на нем фильм должен был забыться вскоре после премьеры. Но благодаря двум гениям – Михаилу Булгакову, написавшему пьесу «Иван Васильевич», и режиссеру Леониду Гайдаю, перенесшую ее на экран, – картина получилась одним из комедийных шедевров советского кино. Достаточно сказать, что чуть ли не каждая вторая фраза фильма стала популярнейшей, до сих пор не забытой иронической цитатой. Даже если бы у «Ивана Васильевича» не было политического подтекста, одно его неиссякаемое остроумие гарантировало бы ему место в нашем хит-параде.
Поначалу мы хотели включить в хит-парад оба фантастических фильма Андрея Тарковского, но затем сочли, что «Сталкер» так далеко ушел от своей научно-фантастической основы (романа братьев Стругацких «Пикник на обочине»), что превратился в скорее мистическую и философскую, чем фантастическую картину. «Солярис», правда, также не был рабским подобием романа Станислава Лема, и два мэтра крепко поругались из-за своих взглядов на суть повествования. Но все же Тарковский сделал полноценную и потрясающую фантастическую картину об ученых, которые отправляются исследовать космос, а на деле исследуют закоулки собственных душ и порой не выдерживают пристального взгляда из зеркала, которое им подставляет загадочная живая планета Солярис.
При всех бесспорных достоинствах «Соляриса», он, как и многие артхаусные шедевры, может быть чуть скучноват. Поэтому мы поставили на первое место пусть и менее глубокую, но зато совершенно безукоризненную фантастическую сатиру Георгия Данелия. Которая и уморительна, и увлекательна, и невероятно изобретательна (чего стоит один инопланетный язык, в основе которого всего два слова!)… И которая в наши дни смотрится лучше, чем во времена СССР. Потому что планета Плюк, на которую случайно попадают два земных главных героя, куда больше похожа на постсоветскую, чем на советскую Россию. А сколько в фильме фраз, ставших цитатами! И сколько демонстраций того, как многого можно добиться со скромными советскими спецэффектами! Пожалуй, «Солярис» – лучший фильм, но «Кин-дза-дза!» – лучшая фантастическая лента. Мы бы назвали ее шедевром мирового уровня, но за границами бывшего СССР это кино, к сожалению, мало кто знает.