Зрелищно весьма эффектная, но драматически не дотягивающая даже до уровня «бэшки» картина, лишь по чистой случайности носящая имя культового фильма 1990-х
Спортсмен-экстремал по прозвищу Юта во время исполнения одного из головокружительных трюков оказывается неспособен помочь своему лучшему другу – тот срывается со скалы и погибает. Завязавший с адреналиновыми прыжками молодой человек отправляется учиться в академию ФБР, но и там прошлое не отпускает Юту. Эксперты бюро связывают воедино несколько дерзких налетов, произошедших в трех разных частях света, произвели их преступники, абсолютно лишенные страха. Юта просчитывает, каким должен оказаться следующий «подвиг» экстремалов, и отправляется проверить свою догадку. Молодой агент не только верно предсказывает место появления банды, но и умудряется стать ее частью, однако понимание истинных целей Бодхи и его команды заставляет Юту усомниться в правильности собственных поступков.
Редкий ремейк получает в свой адрес больше негатива еще до выхода на экраны, чем новая вариация триллера «На гребне волны». Негодование поклонников оригинальной ленты Кэтрин Бигелоу было понятно – история Юты и Бодхи, хоть и не блистала сценарными находками, имела определенный дух свободы, энергетику действия и атмосферу звенящего адреналинового напряжения. Да, во многом были спорны мотивации героев, да, эффектность серфинга за четверть века сдулась, да, боевик получился чисто «женским», но требовалось ли «На гребне волны» переделывать? Совсем нет. Отсюда и настороженное отношение к ремейку. Кто? Зачем? Что будет нового? Стоит ли браться? Ни один из ответов не давал гарантий того, что ремейк станет успешным предприятием, но студия рискнула. И сорвалась с гребня.
Прежде всего, причиной общей невыразительности нового фильма стала команда создателей – ни одно имя на афише не способно привлечь в кинозал дополнительного зрителя. Но это еще полбеды, отсутствие «звездности» неизбежно дало провал в качестве. Ведь кто такой Курт Уиммер? Автор «Эквилибриума» и «Законопослушного гражданина»? Фильмы эффектные, но сценарно довольно слабые, рассыпающиеся при малейшем анализе. Слышали ли вы раньше что-то о Эриксоне Коре? Ах, это оператор «Форсажа»? Ну что же, достижение серьезное, но вистов режиссерскому таланту практически не добавляющее. Наконец, Люк Брейси и Эдгар Рамирес… Не ведитесь на рассказы продюсеров о том, что им нужны были незаезженные лица, потому что главное в фильме история и экшен, а не узнаваемые лица – с нулевой харизмой «На гребне волны» делать нечего.
На таких дрожжах замесить сколько-то удобоваримую драму, конечно, не получилось, новый фильм эмоционально на две головы слабее оригинала – его герои абсолютно не «клеятся», романтическая линия дешево слита, никакого внутреннего напряжения между Ютой и Бодхи не существует в принципе. Сценарий сплошь шит белыми нитками, сцены притянуты друг к другу за уши. Больше того, герои часто противоречат сами себе. Бодхи утверждает, что ни в коем случае нельзя вмешиваться в выбор другого, и тут же признается, что взял Юту с собой, потому что хотел его переделать. Или налетчики утверждают, что они стремятся отдать земле то, что у нее взято не по праву, но как в эту систему встраивается налет на алмазный фонд, разбрасывание над джунглями бумажных долларов и подрыв грузовиков с рудой, решительно непонятно.
Да, обязательно нужно сказать, что наиболее комично в новом фильме выглядит попытка придумать героям-злодеям какое-то оправдание. В оригинальной ленте объяснения особенно не требовались – Бодхи и его компания в 1991-м просто переросли уровень обычных хулиганов и стали искать границы допустимого законом, обществом, природой, собственным духом. Теперь же у Бодхи другой внутренний стержень – он эколог-переросток. Теперь спортсмены-экстремалы ищут способы единения с природой, пытаются обуздать стихии, которые человек «прячет» в трубы, шахты, бетон. Красивый ход, но совершенно пустой и ничем не привлекательный – философию Бодхи и сподвижников и глупой-то не назовешь, это просто пустое место.
И все же в картине есть один жирный плюс, который для зрителя, не особенно углубляющегося в драматические дебри, – фантастически поставленные экшен-сцены. Причем относится это не столько к перестрелкам и погоням, они, прямо скажем, невыразительны. А вот прыжки с горных вершин с самыми разными приспособлениями, дайвинг, океанский серфинг или сноубординг откровенно захватывают дух. В каждом подобном трюке нет ничего особенного, все уже где-то когда-то было, но упакованные в один фильм с фантастической плотностью эти показательные спортивные выступления превращают унылое кино в зрелище. Специфическое, но способное зрителей увлечь.
Конечно, новый «На гребне волны» не ждет культовый статус оригинальной ленты, здесь нет ничего про «подумать», это хорошо снятый аттракцион, превращающийся в дурное кино каждый раз, когда герои начинают говорить. Но это идеальное времяпрепровождение для поклонников непритязательно эффектного зрелищного кино, идущего на большом экране. Размах трюков доставляет удовольствие, но удовольствие это разовое, за таким Юта эпохи 90-х не пошел бы.
С 24 декабря в кино.