Постапокалиптическое кино – жанр эффектный и потенциально сравнительно дешевый. Особенно если снимать будущее в пустыне, с минимумом декораций и без больших массовок
Вдохновленный одновременно «Безумным Максом», «Побегом из Нью-Йорка» и «Воинами», малобюджетный спагетти-боевик итальянского режиссера Энцо Кастеллари рассказывал, что в недалеком будущем Бронкс превратился в территорию беззакония, контролируемую бандами байкеров. Когда в Бронкс сбежала наследница крупной корпорации, производящей оружие, бизнесмены послали за ней жестокого и беспринципного наемника, который решил раздуть войну между бандами, чтобы в суматохе насильно вывезти девушку из города. Главным героем при таком раскладе оказался благородный бандит и любовник героини по прозвищу Мусор. Его сыграл привлекательный 17-летний «качок» Марко ди Грегорио, которого Кастеллари приметил в римском спортзале. В свою очередь, наемника изобразил Вик Морроу, известный американский актер второго плана, который вскоре после съемок в «Воинах Бронкса» погиб во время съемок голливудской ленты «Сумеречная зона». Несмотря на откровенную художественную слабость, «Воины Бронкса» в Италии пользовались успехом, и год спустя Касталлери снял сиквел «Побег из Бронкса», где засветились Антонио Сабато (отец более известного у нас актера Антонио Сабато-младшего) и порнозвезда Моана Поцци.
Сколько картин могут похвастаться тем, что создали новый вид спорта? Несмотря на свою среднебюджетность, снятая за 10 миллионов австралийских долларов «Кровь героев» Дэвида Уэбба Пиплза (сценариста «Бегущего по лезвию») – одна из таких лент. Ее главные герои – постапокалиптические странники, которые зарабатывают на жизнь, играя с командами из маленьких городков в игру, которая называется просто «Игра». Ее правила немного напоминают американский футбол, но вместо мяча используется собачий череп, а спортсменам разрешается применять холодное оружие. Помимо «Крови героев» фильм также именовался «Салют джаггера», и на его основе в 2000-х был создана спортивная игра под названием «джаггер», популярная среди «ролевиков» США и Германии. Главные роли в «Крови» сыграли Рутгер Хауэр и Джон Чен из «Последнего императора».
Патрик Суэйзи и Лиза Ниеми прожили в браке 34 года, но лишь дважды вместе снялись в кино. Второй из их совместных картин была выпущенная в 2003 году романтическая драма Ниеми «Последний танец», а первой – постапокалиптический боевик Лэнса Хула «Стальной рассвет», в котором погибшая цивилизация забрала с собой в могилу огнестрельное оружие, и люди вернулись к старым добрым мечам. Главный герой картины в исполнении Суэйзи – бывший солдат, а ныне бродяга, который берется защитить фермеров из маленького городка от бандитов на службе влиятельного землевладельца. Ниеми сыграла владелицу фермы, с которой герой заводит роман. Картина снималась в африканской пустыне, и благодаря этому она стала голливудским дебютом Арнольда Вослу, будущего злодея «Мумии», который в то время еще жил в родной Южной Африке.
Свою вторую главную роль экшен-звезда Жан-Клод ван Дамм исполнил в постапокалиптическом боевике Альберта Пьюна. Он изобразил одинокого наемника, который сопровождает из Нью-Йорка в Атланту женщину-киборга. Та должна доставить сведения, необходимые для борьбы с уничтожившей цивилизацию чумой. «Киборг» был «быстрым» проектом, придуманным за один уик-энд, чтобы спасти от банкротства студию Cannon Films. Та заключила с компаниями Mattel и Marvel договоры на съемки второй серии «Властелинов Вселенной» и фильма о Человеке-пауке, но из-за финансовых затруднений отказалась от обоих проектов и только зря потратила деньги на подготовку к съемкам. «Киборг» был снят за 3 недели и 500 тысяч долларов. Тем не менее он заработал 10 миллионов и удержал Cannon на плаву. В его сиквеле «Киборг 2» главную женскую роль сыграла Анджелина Джоли.
В то время как большинство фильмов, следующих по стопам «Безумного Макса», наслаждаются постапокалиптическим хаосом, Кевин Костнер снимал «Почтальона» как прославление современной цивилизации. Мол, если она исчезнет, то люди поймут, как много они потеряли, и будут воспринимать даже такой ее незначительный символ, как почтовую переписку, как нечто почти мессианское. Знаменитый актер и режиссер сам сыграл постапокалиптического странника, который, найдя форму почтальона и сумку с не доставленными письмами, выдает себя за представителя возрожденного американского правительства. Это дарит людям надежду на лучшую жизнь и вызывает гнев предводителя местных бандитов, который не собирается ни с кем делиться завоеванной властью. Фильм обошелся инвесторам в 80 миллионов долларов, собрал в прокате всего 18 миллионов и стал одним из самых громких фиаско в истории звездного Голливуда.
Один из самых известных трэшмейкеров филиппинского кино Сирио Х. Сантьяго в 1985 году снял свою вариацию на тему «Безумного Макса», заодно вдохновившись некоторыми деталями голливудской фантастической ленты 1960 года «Машина времени» (это была экранизация классического романа Герберта Уэллса). В «Колесах в огне» одинокий воин спасает свою красавицу-сестру, которую превратил в секс-игрушку главарь постапокалиптической байкерской банды. Исполнитель главной роли Гэри Уоткинс получил эту работу, потому что был очень похож на Мела Гибсона. Впрочем, картина преимущественно известна не этим, а тем, что ее несчастную героиню сыграла модель «Плейбоя» Линда Вайсмайер, которая провела немало экранного времени без одежды.
Когда австралиец Джордж Миллер прославился с «Безумным Максом», новозеландцы решили не отставать от соседей. Поэтому они спродюсировали снятую в Новой Зеландии картину американца Харли Коклисса (второго режиссера блокбастера «Звездные войны. Эпизод V: Империя наносит ответный удар») о постапокалиптическом будущем, в котором топливо есть лишь у бывших вояк вроде основного злодея ленты, бандита с погонами полковника, и ее основного героя – одинокого воина на боевом мотоцикле, который защищает жителей маленького городка от преступных происков. Заглавный «боевой грузовик» – это основное средство передвижения преступников и самая большая передвижная декорация в истории Новой Зеландии (она могла развивать 65 км в час!). Главного героя картины сыграл Майкл Бек из голливудского культового хита Уолтера Хилла «Воины».
До того как сыграть у Джона Карпентера в фантастическом боевике «Чужие среди нас», профессиональный рестлер Родди Пайпер снялся в постапокалиптической ленте Дональда Джексона и Р. Дж. Кайзера. Он изобразил одинокого странника, который оказывается одним из немногих в мире мужчин, еще способных производить потомство (большинство выживших в мировой атомной войне стали бесплодными из-за радиации). Так что его ловят монахини-воительницы и отправляют спасать еще способных рожать девушек, похищенных мутантами из так называемого «Лягушачьего города». Вместе с Пайпером в картине снялась Сандал Бергман, Валерия из «Конана-варвара». Картина была достаточно популярна, чтобы Рональд Джексон позднее снял два ее сиквела.
Апокалипсис случился, человечество почти уничтожено, цивилизация сгинула… Но есть надежда – Библия! Как это ни смешно для атеистов, в постапокалиптическом боевике братьев Хьюз действие вращается вокруг «Книги книг», которую заглавный герой, слепой одинокий воин, пытается доставить в одно из немногих мест на планете, где еще сохранился печатный станок, дабы вновь сделать Писание доступным людям. В свою очередь, предводитель бандитов пытается наложить руку на последнюю в мире Библию, чтобы с ее помощью править миром. Кажется, «Искусство войны» Сунь Цзы было бы для этого полезнее… Противников в «Книге Илая» сыграли Дензел Вашингтон и Гэри Олдман. Также в картине снялись Дженнифер Билз и Мила Кунис. Лента прилично прошла в прокате, собрав 157 миллионов долларов при 80-миллионном бюджете.
Годы идут, а желание снимать вариации на тему «Безумного Макса» у режиссеров не пропадает. В прошлом году в этом жанре отметился австралиец Дэвид Мишо, режиссер номинированной на «Оскар» криминальной драмы 2010 года «По волчьим законам». В его «Ровере» Гай Пирс сыграл бывшего австралийского военного, который после потери семьи и дома рыщет в поисках своей украденной бандитами машины. По дороге герой подбирает брата одного из бандитов, которого преступники бросили на дороге умирать. Этого персонажа изобразил Роберт Паттинсон, все еще пытающийся стряхнуть маску романтического вампира. В отличие от обычных «максообразных» лент, «Ровер» получился исключительно мрачным, лишенным даже проблеска надежды.
Апокалипсис все делает круче! Так решил японский художник Тецуо Хара, когда редактор предложил ему развить в комикс-сериал его рисованный рассказ о парне, который владеет тайным боевым искусством и может буквально взрывать людей, нажимая на особые точки на их телах. В рассказе главный герой был старшеклассником, а в комикс-сериале, который Хара создал совместно с другим художником, Сё Фумимурой, Кенсиро превратился в постапокалиптического странника, который бродит по миру в поисках своей похищенной девушки и защищает слабых от могущественных злодеев, тоже супервоинов. Аниме-фильм 1986 года – это самая известная и самая близкая к оригиналу по содержанию и стилю экранизация «Кулака».
Пожалуй, самый безумный фильм из всех в нашем списке, «Шестиструнный самурай» режиссера и сценариста Лэнса Манджия – комедийный постапокалиптический боевик о том, как после мировой атомной войны Лас-Вегас остался единственным центром американской цивилизации. Когда умирает его правитель Элвис Пресли, со всей страны в Лас-Вегас стекаются воины-музыканты, чтобы стать новым «королем рок-н-ролла». Главный герой фильма – одиночка Бадди, который с равным блеском управляется с гитарой и самурайским мечом. Эту роль сыграл Джеффри Фэлкон, олимпийский призер по таэквондо, прославившийся в Гонконге как мастер боевых искусств, изображавший «белых злодеев» в китайских фильмах. Музыку «Самурая» сочинила и исполнила русско-американская рок-группа Red Elvises.
Среднебюджетный боевик Нила Маршалла родился из идеи свести в бою средневековых рыцарей и современных солдат. Чтобы сделать такое сражение правдоподобным, Маршалл надергал идей из разных постапокалиптических лент, начиная с «Безумного Макса», и придумал мир, в котором население Шотландии почти уничтожено смертельным вирусом. Оставшиеся в живых вернулись в средневековье, и они сражаются на лошадях и стреляют из луков. Есть в Шотландии и более привычные «современные» мародеры. И со всеми ними приходится сразиться английскому военному отряду, посланному для того, чтобы узнать, не сумел ли работавший в карантине шотландский вирусолог найти средство от чумы. Главную героиню фильма, майора Иден Синклер, сыграла Рона Митра. Роль главного злодея досталась Малкольму МакДауэллу.
До того как записаться в звезды «умного» жанрового и артхаусного кино, Наоми Уоттс сыграла вместе с Лори Петти главные роли в «Танкистке» – экранизации панк-феминистского комикса об эксцентричных женщинах, противостоящих корпорации, которая после глобальной засухи контролирует почти все оставшиеся на планете источники воды. Хотя это американский фильм, снятый в Нью-Мексико и Аризоне и поставленный по мотивам британского комикса, его действие развивается в Австралии, и соавторы «Танкистки» Алан Мартин и Джейми Хьюлетт никогда не скрывали, что вдохновлялись «Безумным Максом». Художником-постановщиком ленты была Кэтрин Хардвик, будущий режиссер «Сумерек», а поставила «Танкистку» Рэйчел Талалэй, которая после финансового провала ленты преимущественно работает на американском ТВ.
Похвальное разнообразие! Если обычно экранный апокалипсис превращает планету в выжженную пустыню, то в «Водном мире» Кевина Рейнольдса полярные шапки растаяли, и суша скрылась под толщей воды. Выжившие люди живут на плотах и кораблях и мечтают найти хотя бы один незатопленный клочок земли. Кевин Костнер сыграл мутанта, который может дышать под водой, а Деннис Хоппер – предводителя злодеев. Картина обошлась в колоссальные для того времени 172 миллиона долларов и собрала в американском прокате всего 88 миллионов, что сделало ее притчей в языцех. На самом деле это отнюдь не было крупнейшее финансовое фиаско в голливудской истории, поскольку картина окупилась за счет мирового проката и продаж на видео, а также телепоказов.