Пустое, затянутое и драматически совершенно беспомощное кино выглядит скорее Asylum-версией серьезных фэнтези-фильмов, чем самостоятельным произведением
Пустое, затянутое и драматически совершенно беспомощное кино выглядит скорее Asylum-версией серьезных фэнтези-фильмов, чем самостоятельным произведением.
Мрачные времена настали в Империи – королевство раздирает междоусобица, простой народ прогибается под тяжестью налогов и войн, в то время как знать тонет в шелках и украшениях. Новый советник императора Гезза Мотт собирает дань со всех подданных, но только не с Лорда Бартока. Старик отказывается давать взятку наглому чиновнику и превращается в его персонального врага. Обманом Гезза заманивает своего противника в замок и обвиняет в измене, отправив Бартока на эшафот. Свидетелем обмана становится преданный слуга и товарищ Лорда Бартока командир Рейден, лучший воин королевства. Гезза Мотт подозревает, что Рейден решит отомстить, но тот словно забыл о попранной чести. Однако впечатление это обманчиво, просто месть – это блюдо, которое нужно подавать холодным.
В чем никак не откажешь «Игре престолов», которая вот-вот пойдет на пятый круг своего ежегодного забега, так это в том, что ее зрительский успех всколыхнул интерес к мрачному фэнтези, рыцарскому антуражу, дворцовым интригам и пафосным речам о чести не только на ТВ, но и на большом экране. Рыцари и раньше частенько становились героями фильмов, но сейчас на них и внимание особое направлено, и спрос с них соответствующий. Рассказать что-то по-настоящему оригинальное, впрочем, в этом жанре не так-то просто. Вот и «Последние рыцари» получились неудачными – слишком большие претензии при весьма скромной идее и художественной ценности. Но давайте разберемся во всем по порядку.
Для начала стоит поговорить о том, что является фоном для основного сюжета картины. Японский режиссер Казуаки Кирия совместно со сценаристами Майклом Конивсом и Давом Суссманом подложкой избрали вымышленный мир мрачного Средневековья, в котором смешаны расы, культуры, религии и общественные системы. Наверное, это правильный выбор – в картине, имеющей в основе реальную историю, авторы были бы ограничены в своей фантазии. Однако нельзя сказать, что выдуманная Империя дала им слишком большой простор для творчества. Точнее, создатели «Рыцарей» свободой этой не сумели воспользоваться. Смешение одежд и вооружения – это еще не свобода, винегрет из боевых стилей и архитектурных решений – еще не глубоко продуманная вселенная, закос под «Престолы» – это еще не собственный язык. «Последние рыцари» действительно выстроили свой собственный мир, но художественная ценность этой придумки минимальна.
Нельзя не отметить мастерски проделанную работу художников по костюмам и декораторов – фильм полон прекрасных деталей, удивительных орнаментов и красивейших украшений. Однако все это лишь пыль в глаза, не самая удачная попытка спрятать под картинкой сюжетную пустоту. А ведь сюжет «Рыцарей» – их слабейшее место. Мало того что он насквозь вторичен (мы не зря в заголовке вспомнили «47 ронинов»), так авторам еще и не удалось сделать привычную историю мести за попранную честь хоть сколько-то интересной. Предугадать движение повествования можно, не глядя на экран, настолько все просто и очевидно. В хорошем темпе и с включением всех подробностей историю, развернувшуюся на экране, можно пересказать за 20 минут, но фильм длится почти 120 – и это еще одна серьезная промашка создателей.
Картины про рыцарей неприемлемы без батальных сцен, и первые минуты фильма к себе располагают – на пять минут в кадре сходятся неизвестные люди и люто бьются на мечах и ножах. Кто это, откуда, в чем причина схватки, авторам не важно, цель этой сцены – привлечь зрителя, привязать к экрану, потому что дальше на полтора часа экшен из кадра будет вытеснен скукой и жуткими длиннотами. Фильму категорически не хватает драйва, ритма, даже простой выдумки. Как и ее крепко подвыпившие герои, картина, еле передвигая ногами, придерживаясь за стенки, плетется к предсказуемому финалу. От скуки в это время хочется умереть. Все это напоминает поделки студии Asylum, смысл которых заключается не в удовлетворении жажды зрителя до зрелищ, а в банальном самолюбовании на фоне более успешных коллег. Вот и «Рыцари» тужатся быть похожими на «Игру престолов», но похожи скорее на «Волкодава» или «Ярослава».
Особенно внимательными стоит быть тем, кто выбирает этот фильм для просмотра, купившись на громкие имена Клайва Оуэна и Моргана Фримана. Вынуждены разочаровать – «Рыцари» не войдут в сокровищницу работ этих актеров. Фриман откровенно мучается и с радостью подставляет свою голову под меч, чтобы скорее покинуть это недоразумение. А Оуэн старательно играет из рук вот плохо (а мы знаем, на что он способен, по другим его работам), настолько плохо, что смотреть на него иногда просто нет сил. Да и коллеги этих звезд по цеху не особенно напрягаются, что, конечно, весьма нелепо выглядит в связке с пафосными речами о чести. Честь свою актеры здесь если не потеряли, то изрядно испачкали. Разве что Аксель Хенни расстарался, но и он в этом амплуа уже наскучил сам себе.
Какую-то долю удовольствия от звенящих мечей, мужественных лиц и заснеженных пейзажей получить можно, но стоят ли они мучительного заторможенного повествования, которое зритель вынужден терпеть? Картина не пытается выглядеть оригинальной, не ставит своей задачей увлечь, влюбить и или чему-то научить. Скорее это фильм исключительно для внутреннего пользования – режиссер продемонстрировал свое умение продюсерам. Вердикт их, полагаем, будет однозначным. Ремесленником Кирию назвать можно, но не творцом, потому что таким кино имени и чести себе не сделаешь.