При всех достоинствах цикла комиксных экранизаций Marvel у него есть один существенный недостаток. Среди его персонажей почти нет ярких, запоминающихся злодеев...
Нам уже доводилось писать о том, что у киноцикла Marvel проблема со злодеями. В то время как экранные эпопеи DC Comics/Warner о Бэтмене и Супермене кишмя кишат колоритными негодяями, а их выходящий в августе суперблокбастер «Отряд самоубийц» будет полностью посвящен суперпреступникам на службе добра, марвеловцы предлагают зрителям лишь череду бесцветных злобных спецназовцев, коррумпированных чиновников, коварных бизнесменов и прочих «редисок», не заслуживающих продолжительного экранного времени. Не то чтобы студия вовсе не старается, но пока на ее счету всего одна бесспорная удача – Локи в исполнении Тома Хиддлстона.
С чем это связано? Мы это тоже некогда обсуждали, поэтому не будем вдаваться в подробности. Скажем лишь, что у этой проблемы три существенные причины. Во-первых, Marvel с самого начала взяла курс на сравнительное правдоподобие и реалистичность, и это существенно усложнило включение в сценарии самых ярких (и потому самых абсурдных) суперзлодеев. Во-вторых, большинство вышедших на настоящее время фильмов цикла – это представление супергероев, а новичкам нужно оттачивать зубы на сравнительно простых врагах. Особенно когда речь идет о персонажах, которые не дебютируют полностью подготовленными к подвигам (как, например, Супермен), а долгое время учатся использовать свои способности и снаряжение. Наконец, в-третьих, современная политкорректность сделала «проблематичными» традиционных комиксных злодеев вроде Мандарина, китайского заклятого врага Железного Человека. Все мы помним, что сделали с Мандарином в «Железном Человеке 3», чтобы все-таки его задействовать. Ничего хорошего из этого не вышло.
Большая ли это проблема? Судя по превосходным сборам фильмов Marvel, небольшая. Пока что студии удается выводить на экран достаточно занимательных супергероев, чтобы их приключения увлекали зрителей даже в отсутствие по-настоящему занимательных злодеев. В свое время фильмы Тима Бертона о Бэтмене убедили многих в том, что супергеройский фильм хорош настолько, насколько хороши его негодяи. Сейчас, однако, мы ясно видим, что это не так.
Однако своя правота в подходе Бертона все же была. В фильмах, где супергерои дебютируют, вполне достаточно второсортных злодеев, поскольку в таком кино легко приковать зрительское внимание к новому и интересному главному герою. Но чем дальше развивается цикл, тем важнее становятся противники центральных персонажей и тем серьезнее оказывается проблема со злодеями. Достаточно, например, сравнить «Темного Рыцаря» Кристофера Нолана с его же «Темным Рыцарем: Возвращением легенды», чтобы оценить, как сильно кино проигрывает, если соперники супергероя не дотягивают до высших стандартов.
Пока что мы не видим четких планов решения этой проблемы. Единственный уже объявленный марвеловский «злодейский» ход состоит в том, что выходящая в 2018 и 2019 годах двухсерийная третья часть «Мстителей» будет посвящена войне с галактическим тираном Таносом, уже представленным публике в первых «Мстителях» и в «Стражах галактики». Но большой вопрос, окажется ли экранный Танос интересным персонажем или же он просто будет очень сильным врагом, для победы над которым придется объединить усилия всем или почти всем супергероям киновселенной Marvel. И еще больший вопрос, сколько экранного времени выгрызет себе Танос в сражении со всей этой толпой персонажей, каждому из которых нужен будет крупный план. Ведь речь, кажется, будет идти о паре десятков супергероев…
К счастью, «Первый Мститель: Противостояние» предложил более продуктивное и драматичное использование суперменов, чем битье гуртом одного общего мегапротивника, процентов на 80% состоящего из спецэффектов. Супергерои могут делиться на команды и воевать друг с другом! Причем делать это если не в каждом фильме, то, скажем, раз в пять лет, после каждой очередной порции сюжетных эволюций.
Чем такая сюжетная линия лучше традиционного «Пойдем вместе побьем Васю (Петю, Сережу, Таноса)»? Практически всем. Во-первых, пятеро на пятеро куда честнее, чем десять на одного. Даже если этот один – Танос. Во-вторых, такому кино не нужно тратить драгоценное время на подробное представление персонажей. Вполне достаточно в подробностях обрисовать суть нового конфликта. Ведь героев зрители уже знают как облупленных.
Далее, подобные истории не привязаны к заранее предопределенному финалу. Мы не знаем, как будут развиваться события в третьих «Мстителях», но мы готовы биться об заклад, что Танос потерпит поражение. А кто из тех, кто не видел «Первого Мстителя: Противостояние», абсолютно уверен в том, чья сторона победит – Железного Человека или Капитана Америка? Разве что настоящие эксперты по супергеройским историям, которые способны решить сложнейшее уравнение, определяющее предпочтительность победы той или другой стороны с точки зрения Marvel. Но даже они вряд ли могут гарантировать, что их решение верно на 100%. А о скольких суперблокбастерах можно сказать, что их концовка не предопределена? Это потрясающее, уникальное достоинство, которое грех не растиражировать.
Кроме того, истории о супергеройских противостояниях могут не только ставить перед персонажами сложные боевые проблемы, но и развивать их в духовном плане, заставлять их эволюционировать как личностей. Если Железный Человек побьет террориста или супертеррориста, он лишь укрепится в своей правоте. А вот если он побьет Капитана Америка или получит от него по первое число, его видение мира будет существенно перекроено, если не полностью разрушено. Ведь Капитан для него не просто враг, а бывший друг и соратник. В руках талантливых сценаристов подобные перемены могут порождать новые, еще более драматичные противостояния.
Мало того, при всех достоинствах современной компьютерной графики, зрителям кинофильмов все еще проще сочувствовать и сопереживать людям, а не горам пикселов. А так как супергерои – это по преимуществу люди (если не внутри, то снаружи) и играют их харизматичные звезды, то в эмоциональном плане их войны будут по определению сильнее, чем войны людей с компьютерной графикой. Причем зрители, вполне вероятно, будут сочувствовать обеим сторонам конфликта, что сделает душевное вовлечение абсолютным. Или почти абсолютным.
Наконец, все знают, как поклонники комиксов любят обсуждать, кто кого сборет – слон или кит (точнее, Супермен или Бэтмен). Так неужели же они не будут рады, если фильмы будут регулярно подбрасывать им дровишек для подобных обсуждений? Чтобы одни говорили: «Видите, мы были правы!» – а другие доказывали, что их любимый герой проиграл по какой-то временной, несущественной причине. А так-то он всех бы порвал, если бы не споткнулся в самый неподходящий момент…
Конечно, в теории супергероям воевать не положено. Они ведь все на одной стороне, стороне безусловного добра. Но это представление давно устарело, и сейчас зрители хорошо понимают, что у разных достойных людей может быть разная «безусловная правда». Например, конфликт Старка и Роджерса в «Противостоянии» – это отнюдь не высосанный из пальца, а актуальнейший для современной цивилизации конфликт между опорой на государство и опорой на собственные силы. Кто в этом споре прав? Каждый решает для себя, потому что единого, устраивающего всех решения до сих пор нет. И вряд ли оно в ближайшее время появится.
Как видите, супергерои могут не только сражаться на потеху публике, но и отражать в своих противостояниях реальные общественные конфликты. А это, между прочим, путь к тому, что когда-нибудь какой-нибудь супергеройский фильм получит сценарный или продюсерский «Оскар». За банальную борьбу Добра со Злом такие статуэтки вряд ли дадут, а вот что-то более сложное и элегантное, да еще и коммерчески успешное и востребованное во всем мире – чем черт не шутит.
Так что больше «Противостояний», хороших и разных! И, кстати, почему только «Противостояний»? Когда недавно продюсеры супергеройских телесериалов DС Comics «Флэш» и «Супергерл» на одну серию свели вместе заглавных героев, многие отметили, что было бы забавно увидеть этих очаровательных персонажей не в боевике, а в романтической комедии – настолько ярче они «искрили» друг с другом, чем с их обычными зазнобами. Ромком о супергероях с минимумом войны и максимумом юмора и романтики – вполне себе вариант и для развития киновселенной Marvel. «Занимайтесь любовью, а не войной» – отличный лозунг! Хотя, конечно, для настоящих поклонников жанра война все же предпочтительнее…