Альпийский вестерн хорош пейзажами и суровым лицом Сэма Райли, однако этого маловато для двухчасовой картины, задуманной как напряженный триллер
Альпийский вестерн хорош пейзажами и суровым лицом Сэма Райли, однако этого маловато для двухчасовой картины, задуманной как напряженный триллер.
В глухую позабытую всеми деревушку в альпийской долине приезжает странный незнакомец. Чужака встречают без особой радости, ведь в долине уже много лет хозяйничает семейство Бреннеров, жестокие братья подчинили себе окрестности, обирают жителей и насилуют женщин. Впрочем, опасности паренек, кажется, не представляет – Грейдер занимается фотографией природы и ведет уединенный образ жизни. Молодой человек просит у хозяев долины разрешения остаться на зиму в их восхитительном уголке, и Бреннеры соглашаются, чем подписывают себе смертный приговор – Грейдер приехал в Альпы с мыслями о мести и не намерен оставлять в живых никого из проклятого семейства насильников и убийц.
Поруганная честь, невинные жертвы, жажда мести, торжество справедливости – из этих слагаемых давным-давно сложился жанр вестерна. Голливуд эксплуатировал его нещадно, пробовали себя в нем и европейские режиссеры, и советские, и болливудские, и даже китайцы. Всего-то нужно чуть разбавить кадр привычными лицами, всем раздать по ружьишку и снять погоню с перестрелкой на фоне бескрайних природных пустошей. Смена жаркой пустыни на горные снега не имеет здесь большого значения, важен внутренний нерв, а не внешняя атрибутика.
«Темная долина» – это самый настоящий европейский альпийский вестерн. Разъезжающие на лошадях герои не расстаются с карабинами и винтовками, бескрайние горные склоны кружат голову, несправедливо обиженные и поруганные присутствуют в изобилии, атмосфера пропитана ядом насилия и злодейства. Картина Андреаса Прохазки получилась весьма поэтичной – и дело не только в волшебных пейзажах и контрасте крови, пороха и снега. В дебюте фильма есть какой-то особенный шарм, им можно неспешно любоваться, рассматривать каждый кадр, наслаждаться деталями и операторскими находками. Увы, как и любое внезапное увлечение, как первая влюбленность, наслаждение «Долиной» быстро сходит на нет.
Что же ломается? Ну, скажем, лента начинается столь явным намеком на развязку, что пролог можно считать одним большим спойлером, с первых кадров становится очевидным то, что персонаж Сэма Райли приехал в деревушку по чью-то душу. Хорошо, красиво обставленную месть мы только приветствуем. Но что же местные жители себя так странно ведут? Кто-то провоцирует чужака, кто-то переходит к откровенному рукоприкладству, кто-то не воспринимает всерьез, хотя в замкнутом сообществе, редко встречающем гостей, новичку стоило хотя бы удивиться. Нет, злодеи продолжают творить свои черные дела, не обращая внимания на посторонние глаза, до тех пор, пока не начинают слетать их головы.
Головы летят со смаком, но верится в то, что субтильный персонаж Райли – настоящий Рэмбо, не очень. Ему бы больше пошли какие-то изобретательные ловушки или эмоциональные сцены расправы а-ля граф Монте-Кристо, но Грейдера хватает лишь на две более-менее оригинальные смерти и не особенно хорошо разыгранную сцену, в которой клятвопреступник глотает неправедные монеты. В остальном же авторы полагаются на старую добрую перестрелку, завершившуюся для зла полным разгромом. Ожидаемо, но что-то слишком уж прямолинейно.
Видно невооруженным глазом, что Прохазка пытается сделать из фильма нечто большее, чем просто историю хорошего парня, приехавшего навалять плохишам, такого добра в кино и так предостаточно, вводит пунктир романтической истории, желает удивить финальным поворотом, но картина так и остается холодным пейзажем, ровно таким, которые Грейдер и снимает на свое «магическое зеркало». Это, в принципе, не сложно перетерпеть полтора часа, но картина-то длится все два. А вот это уже против всяких правил!
Картину старательно тянут на себе уже упомянутый Райли и колоритнейший Тобиас Моретти, между ними энергетика куда более напряженная, чем между всеми влюбленными фильма. Но одной ее не хватает, чтобы удерживать внимание. Противостояние добра и зла – это чудесно, но хочется, чтобы добро не просто победило, а научило чему-то, а в «Долине» так далеко не заходят, несколько несложных мыслей лежат на поверхности, а для искушенного зрителя это оскорбление.