Что посмотреть
Последний богатырь. Наследие Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP4VtXkezW
Рецензии

Рецензия на фильм «До свидания мама»

Нудная и упрощенная до примитивности осовремененная версия «Анны Карениной», посвященная мужу и сыну главной героини

Добавить в закладки

Аня (Александра Ребенок), жена состоятельного мужчины и мать маленького мальчика, заводит роман на стороне. Все попытки ее мужа Леши (Даумантас Цюнис) обсудить происходящее и склеить разбитую семью заканчиваются неудачей, и Аня, забрав сына Сережу, уезжает жить на дачу. Когда же у нее рождается дочь от любовника, она и вовсе пропадает, оставив сына и мужа одних.

Кадр из фильма «До свидания мама»

Аня, Леша, Сережа… Узнаете имена? Если не узнаете, не расстраивайтесь. Нужно, как тот озабоченный солдат из анекдота, который всегда думает о сексе, все время думать о литературной классике, чтобы вспомнить, что Анна, Алексей и Сережа – имена основных героев «Анны Карениной». Это, разумеется, не совпадение. Мелодрама Светланы Проскуриной поставлена по сценарию драматурга Василия Сигарева, который основан на сигаревской же пьесе «Алексей Каренин», посвященной переживаниям мужа толстовской изменницы.

Кадр из фильма «До свидания мама»

Интересная ли это сюжетная идея? Пожалуй, нет, потому что в знаменитом романе более 800 страниц, и многие из них посвящены Каренину и его внутреннему миру. Так что пьеса Сигарева не смотрит на книгу с новой, неожиданной стороны, а лишь делает иной ее срез в сравнении с теми экранизациями и театральными версиями «Анны», которые сосредоточены на заглавной героине. Но, по крайней мере, «Каренин» признает всю психологическую и идейную сложность романа и пытается включить ее в свое повествование.

Кадр из фильма «До свидания мама»

«До свидания мама» (именно так, без запятой) устроена куда примитивнее. Перенеся действие «Анны Карениной» в наши дни, Сигарев и Проскурина устранили все, что делало поведение Анны морально неоднозначным и хотя бы отчасти оправданным. Светские нравы, дореволюционные законы о разводе, старомодное представление о браке, двойная общественная мораль… Ничего этого в фильме, естественно, нет. И хоть какого-нибудь «общества» тоже нет. Персонажей картины можно пересчитать по пальцам, и для действия из них важны лишь Аня, Леша, Сережа, «Вронский» и соседка Леши по даче, заменяющая графиню Лидию Ивановну. В результате богатая смыслами и размышлениями книга сводится к простенькой схемке, где Аня поступает как женщина на нехорошую букву (и это еще мягко сказано!), Леша оказывается почти святым, а Сережа лишь хлопает глазенками и не понимает, почему живет то с одним родителем, то с другим, а не с обоими сразу. А так как заместительница графини тоже ведет себя не по-христиански (даром что записывает мальчика в православную гимназию и даже окунается в прорубь со святой водой), то фильм получается еще и плоской женоненавистнической агиткой о добродушном и мягкотелом парне, которого сперва предает одна «редиска», а затем охмуряет другая, наставляющая его лгать сыну. Прямо скажем, не такое кино ждешь от женщины-постановщицы, да еще и опирающейся на отнюдь не полный ненависти к женщинам роман.

И это еще не все! «До свидания мама» угнетает не только нарочито неграмотным заглавием и убогим действием, но и унылым, артхаусным в худшем смысле слова постановочным стилем. Длинные паузы, разглядывание не относящихся к делу пейзажей, сцены, которые не продвигают сюжет… Замедленный ритм имеет смысл для глубоких картин, дающих публике время для размышлений над увиденным и услышанным (или, наоборот, над невысказанным). Но у фильма Проскуриной глубины нет, и зрителям остается лишь, позевывая, скучать и ждать, пока постановщица вспомнит, что рассказывает историю, а не снимает пособие для медитации.

Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?