Дерзкий отечественный сериал о спасительной влюбленности, неприветливой Москве и заманчивой вебкам-индустрии.
У 19-летних Леры (Лена Тронина) и Влада (Денис Власенко) большие проблемы: их друг Макс (Александр Горчилин) сбежал после пропажи выданной им партии наркотиков и скинул на ребят разборки с «работодателями». Шокированные герои решают экстренно валить из провинциального городка в Москву — там им повезло на последние деньги снять комнату в приличной квартире бывшей модели. Голодные и гадающие о судьбе Макса герои безрезультатно ходят по собеседованиям, но вскоре понимают, что заработать можно, и не выходя из комнаты, — вебкамом!
На бумаге синопсис «Хеппи-энда» напоминает рядовой сериал Netflix — локомотива провокационных и прогрессивных проектов, осмысляющих любое проявление сексуальной свободы: от того же вебкама до БДСМ. Для стримингового гиганта в этом нет ничего особенного: герои подросткового возраста, полная обнаженка в кадре — уже не легкая эротика, но еще не порно. Однако когда видишь те же самые вводные в отечественном сериале, конечно, удивляешься и с приятным недоумением задаешься вопросом: а так можно было? Теперь да. Положа руку на сердце, еще два года назад словосочетание «российский сериал» вызывало неприятные ассоциации: это были либо забивающие эфирную сетку 300-серийные мелодрамы или полицейские процедуралы, либо — намного реже — точечные удачи, за любовь к которым приходилось оправдываться. Что уж говорить про рекомендации друзьям: те же «Домашний арест» или «Звоните Ди Каприо!» было невозможно прорекламировать без унизительного вступления «да, это российский сериал, но…».
Эти два года, окрашенные ростом и конкуренцией российских стриминг-платформ, кардинально изменили отношение к отечественным сериалам. Теперь это поле для экспериментов, на котором можно найти что угодно: от комедии про вампиров и детектива про Чикатило до метафизической притчи о том, что людям нужен хозяин. В отличие от в очередной раз закостеневшего российского кино за нашими сериалами сейчас интересно следить и гадать, какую высоту они возьмут в следующий раз. После прошлогоднего успеха «Чик» было особенно любопытно узнать, чем продолжит линейку своих оригинальных проектов more.tv. Теперь, после релиза «Психа» и «Хеппи-энда», можно сделать вывод, что платформа будет брать зрителя не количеством, а качеством и смелостью сериалов.
Возвращаясь к сравнению с Netflix, «Хеппи-энд» — действительно абсолютно нетфликсовский по ДНК сериал: особенно это ощущается в Лере и Владе, которые будто списаны с героев «Конца ***го мира» или «Сексуального просвещения». Попытка поселить уже архетипичную пару ранимого интроверта и опытной, раскрепощенной девушки в российских реалиях кажется интригующей, но создатели не особо заинтересованы ни в этом смелом исследовании, ни в выбранном хронотопе. В отличие от «Чик», которые подкупали духом и законами южной, но такой знакомой глубинки, «Хеппи-энд», как и «Псих» — московские, а оттого оторванные, далекие от обычных россиян истории. Они универсальны, лишены точек соприкосновения с нашей действительностью и с тем же успехом могли быть сняты где-нибудь во Франции или Германии.
Создатели открыто цитируют малоизвестного массовому зрителю «Выпускника» Майка Николса, для собственного удобства селят бедных героев не в разваливающейся хрущевке, а у модели, когда-то «ходившей у Лагерфельда». Наконец, они, видимо, вообще не знают жизни за МКАДом, поэтому провинциальный городок и вовсе оставляют без названия, зато его жителей наделяют разваливающимися квартирами с каноничным ковром на стене. Это ни в коем случае не минус сериала, но все же причина, по которой он, скорее всего, не добьется такого же зрительского отклика, как «Чики».
В остальном «Хеппи-энд» — это все же успех: откровенный, ничего не стесняющийся и готовый разрушать табу «отечественный» сериал, с которым в ближайшие годы будут сравнивать большинство молодежных историй. После двух (всего запланировано восемь) эпизодов остается редкое желание не отпускать проект и быть рядом каждую неделю, смиренно ожидая релиза новых серий. Наверное, это высшая похвала, которую может дать новинке современный зритель, избалованный релизной моделью Netflix выпускать все эпизоды в один день и огромным бэклогом старых сериалов, на которые можно переключиться в любой момент.