Очередные вампирские амбиции скрошили свои зубы о непритязательный сюжет со слабо прописанными характерами и дурной мотивацией героев
Скромный курьер одной из московских компаний в погоне за автографом известной певицы внезапно оказывается в центре схватки невиданных монстров: ужасные вампиры прямо в столице устроили свой кровавый шабаш. Специальная служба, которая пристально следит за разгулом потусторонних сил, намерена стереть из памяти Павла любые упоминания о произошедшем, но руководитель отдела борьбы с нечистью заинтересовывается юношей – кажется, парень имеет особенный «нюх» на упырей и леших. Кроме того, к недавнему курьеру явно расположена заезжая вампирская принцесса, вокруг которой среди кровососов разгорелся нешуточный конфликт. Взвесив «за» и «против», Павел становится под знамена борцов с нечистью и отправляется на поиски вампирши, которая может изменить хрупкое равновесие в отношениях людей и ночных существ.
Вампиры для российского кино – тема особенная, они, можно смело сказать, стояли в основании возрождающегося после развала 90-х отечественного кинопроката, на них оттачивал свое мастерство наш главный «голливудец» Тимур Бекмамбетов, их в «Дозорах» по-прежнему любят и помнят. Однако если «Ночной» и «Дневной дозор» скорее были фильмами-капустниками, картинами-аттракционами, призванными, как новогоднее телешоу, собрать под свою крышу побольше звезд, то другим такой путь был просто не по карману – сейчас и гонорары другие, и бюджеты контролируются серьезнее, да и идеи иссякли.
Но энтузиасты никуда не делись, у них свербит, они хотят делать красивое постановочное кино, на которое зритель шел бы и шел, восхищаясь экшеном, расхваливая персонажей и актеров, удивляясь выдумкам авторов. «Ночные стражи» – это очень амбициозный проект, нацеленный на самую активную кинотеатральную аудиторию, призванный привлечь массы к походу в кинозал. Тут занят специализирующийся на боевых сценах режиссер, постер картины украшает узнаваемый артист в необычном для себя образе, для съемок были построены грандиозные декорации, в команду были собраны лучшие гримеры, декораторы, костюмеры и специалисты по графике.
Все вроде бы здорово, но проект «ломается» по вполне очевидной линии пунктира – «Ночные стражи» крайне слабы сценарием. Нет, разумеется, стандартная нить об избранном, о следовании своим убеждениям, об ответственности и любви идет своим чередом, но нанизанное на него «мясо» никуда не годится. Во-первых, совершенно беспомощна в картине линия грядущего «апокалипсиса». Ну, кто-то кого-то там поцелует, ну, разрушится скрепленный 140 лет назад союз (почему 140? Что было в 1876 году – непонятно) – и что? Что произойдет? Понятно, что бюджет не позволил показать даже схематично ужасы будущего, но хоть на словах рассказать, не? Во-вторых, не слишком продумана служба борьбы с «темными». Очевидно, что за Бекмамбетова в «Дозорах» все сделал Лукьяненко, придумавший четкий, логичный мир «сумрака». «Стражи» добротной основы не имели, а потому их «Отдел Н» – просто лавка под землей, которая якобы «рулит» метрополитеном и выезжает по вызовам с «перцовыми» баллончиками. Слабо, очень слабо. Про развитие отношений между Княгиней и Курьером и говорить нечего. Оба воспылали чувствами к придуманным образам (она к некоему Воину, он – к таинственной певичке), а это никак не может быть скрепой длительного плодотворного союза.
Шероховатости сюжета (если дыры и крупные белые стежки можно назвать «шероховатостями») призваны скрасить актеры, но и здесь все неоднозначно. Упор сделан на Янковского и Ярмольника, но если второй органичен в роли усталого предводителя борцов с упырями, то Иван в ансамбль не вписался. Он отчаянно переигрывает, впадает в эмоциональную самодеятельность, теряется в кадре и часто откровенно портит картинку. На главного героя он совсем не годится, ему бы быть смешным неуклюжим помощником ведущего персонажа, а не на переднем плане торчать. Аксенова не играет, а изображает томную, закованную в темницу принцессу, но от нее ничего более и не требуют. Вампиры невыразительны и скучны.
Что же до экшена, то временами он очень неплох, но им одним ленту не спасти. Была, впрочем, в картине пара моментов, которым при должном подходе «грозил» культовый статус (мы о резне выпускниц и охоте на оборотня), но у авторов просто не хватило сил на развитие потенциально очень «вкусных» вещей.
Итог печален. Никакого культового статуса «Ночные стражи» не получат – они слишком банальны для того, чтобы зрителям хотелось погрузиться в мир московских вампиров. Нет в них достаточно привлекательных актерских находок, чтобы мечтать о продолжении, экшен недотягивает до того, чтобы на него равняться в будущем. Главное же, мифология картины убога и неинтересна. Нет ни единой причины интересоваться тем, есть ли у героев фильма какое-то будущее, а это, согласитесь, для амбициозной картины смертельный приговор.
С 25 августа в кино.