Угрюмый, но увлекательный триллер-теледетектив об отделе ФБР по расследованию особо опасных преступлений
Нью-йоркская полиция находит в центре города вещевой мешок, внутри которого оказывается обнаженная молодая женщина (Джейми Александер), начисто лишенная памяти, но зато с ног до головы покрытая свежими татуировками. Изучая тату героини, ФБР обнаруживает, что в них содержатся зашифрованные указания на готовящиеся теракты и другие особо опасные преступления. Старший агент Курт Веллер (Салливан Стейплтон) и его команда получают приказ расшифровать татуировки и пресечь преступные замыслы. А так как у «Джейн Доу» обнаруживаются навыки спецназовца, то Веллер вскоре привлекает ее к операции в качестве не только «консультанта», но и полевого агента.
Детективные сериалы – это основа основ художественного эфирного вещания. Таких шоу всегда много, и потому выделиться на общем плане нелегко. Особенно когда впервые выходишь в эфир и пытаешься отвлечь публику от привычных хитов. Новый сериал канала NBC использовал для этого интригующую завязку с обнаженной Джейми Александер из «Тора» посреди Таймс-сквер. Однако тем, кто стал включать телевизор ради регулярных свиданий с пропорциями бывшей богини Сиф, быстро пришлось закатать губы. После того как в начале «Слепого пятна» ФБР отсканировало тело Джейн Доу, дальнейшие обсуждения татуировок проходили у экрана компьютера, а не в агентской раздевалке. И хотя сериал все же позволил несколько раз полюбоваться Александер в волнующих нарядах, его первый сезон никак не причислить к эротичным шоу. Чего, в общем, и следовало ожидать от эфирной программы. NBC не HBO!
Вместо навязчивого сексапила «Слепое пятно» предложило публике типичное для XXI века комбинированное остросюжетное повествование, в каждом эпизоде которого две сюжетные линии – меняющееся от серии к серии «текущее расследование», основанное на очередной татуировке Джейн, и сквозная история попыток разобраться, кто стер память героини и расписал ее тело хитроумными головоломками.
Многие аналогичные шоу уделяют своему сквозному сюжету лишь несколько минут в течение эпизода и приберегают значимые откровения для нескольких ключевых серий сезона. «Слепое пятно», однако, выделило для сквозного сюжета заметно больше времени и насытило его множеством внезапных поворотов и чередой смертей персонажей (как второстепенных, так и существенных), которые в более консервативном проекте продержались бы на экране пару-тройку сезонов. Отличное решение для шоу этого направления – остросюжетность должна быть остросюжетной, и в прошедшем телесезоне было немало примеров того, как сериалы изо всех сил искусственно тормозили действие вместо того, чтобы, например, победить «большую редиску» и придумать нового злодея для оставшихся серий. «Слепое пятно» же хоть и не мчалось на всех парах, как «База Куантико», но и не пританцовывало на месте, раздражая поклонников жанра. Каждая серия первого сезона продвигала его основную интригу.
Другое дело, что после всех сюжетных витков финальный эпизод сезона предложил самое клишированное объяснение прошлых событий, какое только можно было придумать. Причем это объяснение оказалось еще и неправдоподобным, поскольку злодеи выбрали слишком сложный и «мелкий» метод для решения их грандиозной задачи. Но, конечно, в таком шоу нельзя утверждать, что заключительное откровение первого сезона – это окончательный ответ на главный вопрос сериала. Вполне возможно, что это очередное наведение тени на плетень. Кроме того, в подобных шоу движение куда важнее прибытия в точку назначения, и можно смириться с глупостью основной интриги, если она продвигается достаточно увлекательно. Просто надо иметь в виду, что «Слепое пятно» не рассчитано на зрителей, сильно переживающих из-за рациональности и убедительности происходящего.
Также это не сериал для поклонников смешения детективов с комедиями и ромкомами. В первом сезоне «Пятна» есть отдельные шутки и нежные моменты, но в целом это серьезное и мрачное зрелище (и сюжетно, и визуально), и проскакивающая между персонажами романтическая «искра» неоднократно приводит к короткому замыканию, зачастую смертельному. Поэтому на душевный комфорт от просмотра не рассчитывайте. Для этого есть другие сериалы. «Пятно» же проходит по ведомству «если вам плохо, посмотрите на хороших людей, которым еще хуже».
Вместо приливов душевности сериал предлагает частые экшен-сцены (как перестрелки, так и рукопашные схватки) и расследования не банальных убийств, а всевозможных терактов, серийных преступлений и прочих особо опасных злодеяний. Явно более интригующий, сильный и разнообразный материал, чем обычное для детективов «нашли труп, надо выявить убийцу из нескольких знавших покойника персонажей». С другой стороны, татуировки позволяют сильно срезать следственный путь, что несколько разочаровывает с детективной точки зрения. Ведь чем меньше сыщик знает заранее, тем эффектнее он выглядит в развязке.
Что касается ведущих актеров и их героев, то хочется отметить яркую Александер, мощного и по-мужски эмоционального Стейплтона, харизматичную начальницу персонажей в исполнении чернокожей британки Марианн Жан-Батист и фэбээровскую хакершу-криминалистку, сыгранную Эшли Джонсон (помните дочь главного героя «Чего хотят женщины»?). Последняя героиня поначалу кажется тривиальной изрекательницей сложных слов и нажимательницей кнопок, но по ходу сезона агент Паттерсон отлично использует несколько шансов блеснуть, и она выбивается в персонажи, которых в дальнейших сезонах не хотелось бы потерять.
Напротив, агенты ФБР из команды Веллера хоть и проводят много времени в кадре, но все равно ощущаются как расходный материал. Это, правда, проблема не достойных актеров, а сценария, который не так крепко привязывает Эдгара и Ташу к основной интриге шоу, как Джейн, Курта, Бетани и даже Паттерсон. Посмотрим, что с ними будет дальше – сериал уже продлен на второй сезон.