Неплохой китайский компьютерный мультфильм, основанный на подвигах классического литературного персонажа
Неплохой китайский компьютерный мультфильм, основанный на подвигах классического литературного персонажа.
Могущественная обезьяна Сунь Укун нападает на небесный дворец Нефритового Императора. Когда Сунь Укун побеждает всех, кто пытается защитить правителя, в конфликт вмешивается Великий Будда. Он наказывает Сунь Укуна, заточив его внутри скалы. Пятьсот лет спустя бессмертную обезьяну случайно находит маленький Люэр – странствующий монашек, спасающийся от горных троллей. Благодаря ему Сунь Укун освобождается из заточения. Однако наложенное на него проклятие все еще сковывает его почти что божественную силу, и Сунь Укуну нужно научиться думать не только о себе, прежде чем он вновь станет таким, каким был прежде.
Во всей дальневосточной литературе нет более любимого китайцами персонажа, чем пушистый герой романа У Чэнъэня «Путешествие на запад». Его история много раз переносилась на экран, но китайцам она ничуть не надоела. Поэтому, когда стало известно, что китайские аниматоры работают над полнометражным компьютерным мультфильмом о Сунь Укуне, проект вызвал небывалый ажиотаж. Китайский Интернет был буквально заполнен фанскими публикациями по поводу будущей ленты. Это позволило «Королю обезьян» заработать колоссальные 153 миллиона долларов (при 16-миллионном бюджете) и стать самым успешным китайским мультфильмом. А ведь всего два года назад в прокат вышло гонконгско-китайское «Путешествие на Запад: Покорение демонов», а за год до этого мультфильма – «Царь обезьян» с Донни Йеном, которые также были потрясающе успешны…
Заслуживает ли мультфильм режиссера-дебютанта Тянь Сяопэна всех тех похвал, которых он удостоился от благодарной китайской публики? Отчасти да. Это определенно самый технически совершенный китайский компьютерный мультфильм, созданный без активного участия западных специалистов. В «Короле обезьян 3D» есть потрясающе красивые пейзажи и даже целые сцены – особенно в самом начале картины, где Сунь Укун сражается с небесной армией, и в ее кульминации, где герой бьется со зловещим демоном, который повелевает горными троллями и похищает детей в надежде сделать из них эликсир бессмертия и могущества. И хотя в целом это далеко не «Зверополис», графика и анимация ленты более чем компетентны. Особенно с учетом бюджета картины.
С другой стороны, сюжет «Короля обезьян 3D» оставляет желать лучшего. Во-первых, разумеется, фильм создан в расчете на китайских детей, которые наизусть знают историю Сунь Укуна и всех ее персонажей, а потому не нуждаются в подробных пояснениях и разъяснениях. В России же картина смотрится так же, как смотрелись бы наши «Богатыри» в Китае: «Кто все эти люди и где все эти места?» Не то чтобы в картине вовсе нельзя было разобраться, но временами она ставит в тупик. Это не было бы проблемой, если бы она была ориентирована на подростков, но лента нарисована для малышей, которые свою-то национальную культуру только-только начинают осваивать. Так что если вы поведете свое чадо в кино, будьте готовы отвечать на недоуменные вопросы.
Это, впрочем, проблема не фильма, а его зарубежного проката. Куда хуже то, что сюжет ленты суетлив и сумбурен и что воспринимается она не столько как полноценная кинематографическая история, сколько как сшитые в фильм несколько начальных эпизодов продолжительного мультсериала о Сунь Укуне. Так, финальный злодей картины – не какой-то эпический суперпротивник для главного героя, а просто достаточно крепкий «мальчик для битья», на котором Сунь Укун может продемонстрировать свою легендарную мощь. Графически их противостояние впечатляет, но драматургически оно слабовато. Тут явно нужен был злодей, у которого с Сунь Укуном давние счеты, а не «простой» провинциальный горный демон, похищающий детей.
Проблема у картины и с ее формальным главным героем – крохотным сиротой Люэром. Мальчик занимает то место в сюжете, которое в «Путешествии на запад» принадлежит странствующему монаху Сюаньцзану (в книге Сунь Укун становится телохранителем буддийского ученого, выполняющего важное задание). Но если Сюаньцзан был «человеком с миссией», а также мудрецом и начальником Сунь Укуна, то сюжетное участие Люэра сводится к тому, что он сперва безостановочно восхищается обезьяной, а затем попадает впросак, и Сунь Укун его спасает, преодолев свой эгоизм.
Это, конечно, значимая роль. Но когда фильм вводит в сюжет персонажа, с которым дети будут себя отождествлять, то странно видеть этого героя в качестве слабосильной «девы в беде», своим обожанием вдохновляющей центрального персонажа на подвиги. Американское «Запретное королевство», также основанное на «Путешествии на запад», куда удачнее раскрыло эту тему, когда позволило юному герою геройствовать почти наравне с его могучими спутниками.
И, кстати, насколько обоснованно обожание Сунь Укуна в начале ленты? В контексте мира он – демонический злодей, покусившийся на небесный престол в сугубо эгоистичных интересах. «Путешествие на запад» – история его реабилитации, и «Король обезьян 3D» тоже поначалу изображает Сунь Укуна антигероем, которого волнует лишь его собственная судьба. Так почему же мальчик относится к нему так, будто путешествие на запад уже состоялось и Сунь Укун уже совершил все свои героические подвиги? Почему Люэр надеется, что обезьяна станет его защитником? Как-то это нелогично. И в России этот ляп виден лучше, чем в Китае, где обожание Сунь Укуна – общее место.
Зато с глуповатым физиологическим детским юмором (сопли, моча и прочее) у «Короля обезьян 3D» все в порядке. Он есть, его много, и он не нуждается в переводе и комментарии. Козявки – они и в Китае козявки!
С 17 марта в кино.