Фильм-участник Венецианского кинофестиваля в 2012 году
Бывший мафиозный босс Отомо (Такеши Китано) выходит из тюрьмы и вступает в очередную борьбу за передел сфер влияния.
Итак, свершилось: Такеши Китано вернулся в мир якудза, с которым он расстался на целых десять лет. Хотя если кто-то ждет от «Беспредела», как первого, так и второго, возвращения душевного бандита из «Фейерверка» или его софт-версии – лирического гопника из «Кикуджиро», – то нет, это вовсе не камбэк Китано, каким он запомнился по этим фильмам, прежде чем пуститься в рискованные фестивальные эксперименты по методичной деконструкции своего запутанного эго непростыми методами авторского кино.
Вообще, при просмотре «Беспределов» возникает ощущение, что шизофренические по форме и по сути «Банзай, режиссер!», «Такешиз» и «Ахиллес и черепаха», то есть главные китановские фильмы нулевых, сыграли роль эффективных сеансов психотерапии, на которых режиссер отработал по списку все свои творческие сомнения, комплексы и заморочки, чтобы выйти на волю с трезвой, посветлевшей головой, фирменной ухмылочкой рецидивиста, пушкой за ремнем и спокойным, твердым знанием того, что именно надо делать. И сделал просто жанр, не оставляющий ни малейшего зазора для экспериментов, интеллектуального самокопания и даже возможности других истолкований, кроме того, что мы имеем дело с якудза-муви в самом рафинированном виде. Достижение? Пожалуй, да, учитывая, что последнее десятилетие азиатское кино редко баловало хорошими гангстерскими фильмами: Гонконг давно сдулся, корейцы увлеклись авторским дизайном, а главный японский кинопассионарий Такаши Миике, породив на рубеже веков пару-тройку действительно шедевров, быстро довел жанр до абсурда. Но и утрата тоже: Китано впервые, наверное, за всю свою карьеру как-то внутренне отстранился от своего детища – и фильма, и его героя, да и вообще кино, с которым он уже не идентифицирует себя, как делал некогда, то пуская от отчаяния фейерверки на ночной поляне, то на курортном острове начиняя свинцом голову своему якудзе. И тоже, наверное, впервые новый фильм Китано, решившего сыграть по жанровым шаблонам, захотелось(точнее – стало наконец возможным) с чем-нибудь и кем-нибудь сравнить. Да, миикевские «Агитатор» и «Семья» – большие, детализированные и запутанные якудза-эпосы десятилетней давности – первое, что приходит здесь на ум. Да и по характеру применяемых по фильму эксцентричных экзекуций Китано явно дает Миике, привлекая на помощь то электродрель, то пушку, обстреливающую бейсбольными мячами очередного негодяя.Поклонников самодостаточного «Фейерверка» все это должно смутить, но те, кто готов жертвовать авторским излишним в надежде приобрести жанровое необходимое, останутся довольны.