На экранах России демонстрируется ужастик Гильермо дель Торо «Не бойся темноты», на подходе – инопланетное «Нечто», а слово «ремейк» стало привычным даже для слуха рядовых домохозяек. Мы решили убедиться, что не каждый ремейк – обязательно зло, и не каждая лента, кажущаяся оригинальным материалом, является таковой. Проще говоря, перед вами список хороших ремейков, о которых вы не подозреваете.
«Женщина в черном» /The Woman in Black/ (2011) (2012)
Начнем сразу с небольшого аванса. Все видели трейлер готического хоррора с Гарри Поттером, изображающим приехавшего в особняк с привидениями стряпчего. «Женщина в черном» – большое возвращение в строй легендарного баннера Hammer Films, в 70-х годах прошлого века произведшего на свет все самые дурацкие и нежно любимые фильмы с Кристофером Ли. Строго говоря, «Хаммер» вернулся на экраны еще год назад, поучаствовав в производстве американской версии «Впусти меня. Сага» /Let Me In/ (2010) и незаметно выпустив на DVD (в России – в ограниченный прокат) триллер «Ловушка» /The Resident/ (2010). Но тот Hammer, который ценится поклонниками европейского хоррора, в полной мере проявит себя только в следующем году этой самой «Женщиной в черном». Оригинальная версия картины была сонным британским телефильмом 1989 года, не запоминавшимся решительно ничем. Тем больше шансов у ремейка. Мало того, что это первая пост-поттерная роль Дэниела Рэдклиффа, так еще режиссером тут выступает Джеймс Уоткинс [V], постановщик жесткого «Райского озера».
«Нечто» /Thing, The/ (1982) (1982)
Нет, речь не о новой ленте Маттиса ван Хейнигена младшего, а о фильме Джона Карпентера, прочно вошедшего в видеозальную классику. Представьте себе – тоже ремейк. В 1938-м году фантаст Джон Вуд Кэмпбелл написал повесть «Кто ты?» (во всяком случае, именно под таким названием она издавалась в советское время), а в период бума дешевого сай-фая и новомодного 3D она была экранизирована под названием «Тварь из другого мира». На дворе стоял 1951 год и история чужака, способного мимикрировать под работников полярной станции, звучала хорошей аллюзией на разгорающийся маккартизм. Особенных спецэффектов в ней не было, а структурно картина походила на детектив – то ли «Двенадцать негритят», то ли «Убийство в Восточном экспрессе». Карпентер дистиллировал фантастическое, вывел за кадр все женские персонажи (что было немыслимо для моделировавшегося в 80-е кино) и сделал ставку на ужасные трансформации заглавного Нечто. Увы, фурора не случилось – «чертов» И-ти спутал все карты, введя моду на добрых инопланетян. Но ленту ждала слава на видео и любовь киноманов, не утихающая до сих пор.
«Кровь за кровь» /Four Brothers/ (2005) (2005)
Ну, или «Четыре брата» – зависит от того, под каким названием вы запомнили триллер Джона Синглтона. Его корни уходят в 1965 год и вестерн «Сыновья Кэти Элдерн» с Джоном Уэйном и Дином Мартином в главных ролях. Фабула картин идентична: братья встречаются на похоронах своей матери, решая выяснить обстоятельства ее гибели и насадить, если понадобится (о, да – понадобится!) собственное правосудие. Звезд с неба фильмы не хватают, но сняты достаточно добротно для того, чтобы иметь горстку собственных поклонников. Синглтон как-то обещал продолжение, «Пять братьев», но практика показывает, что в его случае между словами и делом пролегает огромная пропасть.
«Не бойся темноты» /Don't Be Afraid of the Dark/ (2010) (2010)
Спродюсированная Гильермо дель Торо картина опирается на одноименный телефильм аж 1973 года. Но в отличие от «Женщины в черном», у исходного «Не бойся темноты» сформировалась своя каста почитателей с самим дель Торо во главе. В какой-то степени лента и предопределила вкусы будущего визионера – в детстве он любил поиграть с братьями в мини-чудищ, и искренне считал фильм самым страшным из созданных на Земле. От нынешнего ремейка картина Джона Ньюланда отличается разве тем, что там Салли – не восьмилетняя девочка, а сформировавшаяся замужняя дама, все также, впрочем, сующая нос, куда не следует. Плюс природа досаждающих ей существ объясняется несколько иначе. Слава к старой постановке подкралась в 80-е, когда расцвел рынок домашнего видео, а самые любознательные могут приобрести ее на DVD – «Уорнеры» как раз выпустили коллекционное издание с режиссерским аудиокомментарием.
«Муха» /Fly, The/ (1986) (1986)
Мало кто знает, но продюсером «Мухи» Дэвида Кроненберга был Мел Брукс. Тот самый Брукс, что высмеял «Звездные войны» в «Космических яйцах» и превратил Лесли Нильсена в графа Дракулу. Чтобы не смущать публику и не задавать неправильный градус ожидания, он снял свою фамилию с титров картины, но история сохранила его поступок. Лента, которую Кроненберг недавно обещал переснять с нуля, является ремейком классики научной фантастики 1958 года. Но если канадский мэтр исследовал животное в человеке, то полвека назад режиссер Курт Ньюманн рассказал совсем другую историю. В ней не было ничего от «Превращения» Кафки, зато главный герой щеголял в белоснежном лабораторном халате и с огромной головой насекомого, а где-то в саду билась в паутине мушка, говорившая человечьим языком. Кроненбергу лучше всех других удалось иллюстрировать истинное значение слово «ремейк» – re-make, сделать заново. Не повторить старые ходы с новыми изобразительными средствами, а вложить в прежний сюжет совершенно новое звучание. Жаль, что большинство современных ремейкизаторов об этом забывают.