Анимационный постапокалиптик "Девять", спродюсированый Бекмамбетовым и Тимом Бертоном, рассказывает историю сражения маленьких человечков с железными монстрами.
Маленький человечек, сделанный из джута и небольших железок, приходит в себя в разгромленной комнате. На полу – труп. За окном – руины города. Выбравшись на улицу, человечек бродит среди развалин, пока не наталкивается на другого малыша, такого же, как он. Постепенно рассыпавшаяся картина мира начинает склеиваться во что-то понятное, но печальное: джутовых человечков всего девять, органическое человечество погибло в битве с машинами, некоторые из которых все еще рыщут по мертвым городам, а ответы на все вопросы в голове у Девятого – если только он сможет их вспомнить.
Короткометражка Шэйна Экера (посмотреть можно здесь ) – тот случай, когда можно приплетать имена и жанры без всякой надежды на осмысленный результат. Припомните ли вы, глядя на десятиминутную историю схватки текстильного героя с ржавым монстром, Шванкмайера или постапокалиптическое аниме – неважно, суть, в любом случае, не в этом. Экер сумел придать своим героям совершенно удивительную пластику. Испуг, решимость, печаль, дружеское прикосновение – его человечки двигаются так, будто и в самом деле остались последними одушевленными созданиями на Земле и их миссия теперь не просто сражаться и выживать, а сохранять, прости господи, человечность. Учитывая, что говорить человечки не умели, а сама короткая история была непонятной ровно настолько, насколько непонятен любой стоящий миф, вещица получилась изрядная.
Разбухнув до международного блокбастера, фильм сохранил эту экеровскую трогательность – за движениями всех действующих лиц, включая зловещих технохищников, наблюдаешь с чувством какой-то физической радости. Монстры один другого злостнее, иногда доходя до тимбартоновской кокетливой манерности, схватки поставлены лучше, чем в среднем боевике, человечки один другого симпатичней.
Сама же история получилась довольно странной. Такое чувство, будто посреди руин и рыщущих по ним чудовищ тебя ухватил за пуговицу пожилой пионервожатый и монотонно объясняет, что дружба, верность и отвага – самое главное на свете (благо, металлолом и макулатуру тут уже сдали окончательно). Обычно, такими и бывают международные блокбастеры, но уж больно неожиданно оказалось после экеровского короткометражного макабра.
Проще всего не обращать на это внимания – "Девять" не первый и не последний фильм, в котором сценарий не дотягивает до воплощения, зато первый постапокалиптический мультфильм в международном прокате. Границы дозволенного тут еще непонятны, фильм и так схлопотал рейтинг PG-13 за излишнюю, с точки зрения надзирательных органов, мрачность. Правда, что уж там было в оригинале – неизвестно, российская версия фильма основательно переписана писателем Глуховским, творчески переосмыслившим не только диалоги, но и саму историю, добавив в нее, подозреваем, некого специфически-местного гуманизма. Бекмамбетов считает, что российская версия лучше англоязычной.
Возможно, даже хочется поверить. Тем более, что досада от того, что люди были в шаге от прорыва, но переусердствовали с компромиссами – чувство, что называется, неконструктивное.