«Ночной дозор» встречает «Очень странные дела».
Мистический процедурал — жанр, крепко любимый телевидением со времен рассвета «Сумеречной зоны»: малые экраны утвердили потустороннее присутствие множеством сериалов, от «Секретных материалов» до «Сверхъестественного». Формула проста: детектив вступает в сценарный сговор с фэнтези, научной фантастикой или хоррором. Новый проект Okko «Охота за призраком» нанизывает на проверенную схему оригинальный сюжет и множество референсов из поп-культуры, которые вместе образуют новую вселенную — довольно занятную, но пока не слишком приветливую.
Охотиться предстоит за невидимым мерзавцем, который беспроблемно кочует от тела к телу, меняя носителей, — этакий призрак-паразит, практически нечто из морозилки Джона Карпентера (только без космической биографии в анамнезе). Невинные, затянутые в воронку несчастливых происшествий, — парнишка Женя (Вадим Филипченков) и его мама (Марьяна Спивак). Перепалка о курении «хулиганистой» мамы и сбитом режиме сна сына могла бы закончиться примирением утром, но вмешательство загадочного сталкера приводит к пожару и госпитализации Жени, и, увы, смерти мамы.
Первый эпизод сериала посвящен нахождению пацана в лечебнице после пожара дома: вопросы загадочных дядей, шепот мамы по ночам, невоспитанные медсестры и дружба с такими же брошенными мальчишками. Во время просмотра то и дело закрадывается ощущение, что рейтинг 18+ — кокетство или излишняя осторожность онлайн-кинотеатра. Несмотря на трагическую рамку событий, настроение и интонация эпизода напоминают подростковые проекты, которые больше тяготеют к приключениям, а не к мрачным расследованиям. Женя носится по палатам больницы, насколько позволяет здоровье, выходит на связь с мамой (то ли живой, то ли не очень) и планирует побег с харизматичными соседями по палате, которые скорее обрадовались новобранцу. В настроении угадываются озорные фильмы 80-х вроде «Балбесов» и напрашивающихся «Охотников за привидениями» или ностальгическое ретро последних лет вроде «Очень странных дел», нанизанных на отечественную традицию «Ночного дозора».
Вторая же серия практически полностью состоит из флешбэка событий, предшествующих трагическому происшествию, показанных уже с точки зрения матери. Налет подростковой фантастики спадает, и «Охотники» становятся куда менее компромиссным и безопасным зрелищем. Возможно, 80-е и остаются невольным ориентиром — можно вспомнить позабытый паранормальный триллер Питера Джексона «Страшилы», — но из узнаваемых элементов компонуется самостоятельный проект с довольной выразительным злодеем. Шкуру призрака-убийцы по очереди примеряют заметные отечественные актеры: и ветеран Александр Робак, и набирающий обороты Денис Прытков. Оба заставляют чувствовать себя неуютно и точно демонстрируют опасность, источник которой не так-то просто определить. Именно триллер с перескоками паранормальной сущности из одного тело в другое и постегивает зрительское любопытство. Хочется узнать по крайней мере, зачем столь сильной субстанции понадобился школьник.
И все же по первым двум эпизодам довольно сложно делать выводы: законы вселенной и цели патрульных паранормальной активности пока даны лишь краткими вводными. Немой специфический гражданин с погонялом Лысый (Арсений Касперович) и начальник бригады (Алексей Маклаков, который увозит всех в «Дозоры») берут опеку над мальчиком со способностями перемещаться между мирами мертвых и живых. Постер обещает и подключение девочки-подростка к банде охотников, а вот удастся ли создателям найти баланс между историей взросления и кровожадной байкой о призраке, узнаем в следующих сериях.