Хорошее начало – половина дела, но в отношении кинокомпаний эта поговорка действует далеко не всегда. Стартовать двухсотмиллионным экшеном новому предприятию не позволит ни один инвестор, а о том, чтобы найти скромный проект, который станет международным хитом, мечтают не только новички, но и матерые акулы кинобизнеса. И все-таки в современном мире «быстрых денег» можно найти пример мастерского первого выстрела в «десятку» – это компания Voltage Pictures. Вспомним же, как все начиналось, во что вылилось, и прикинем, на чем сердце успокоится
Конечно, любая студия имеют свою предысторию. У Voltage Pictures эту «предысторию» зовут Николя Картье. Если этого 39-летнего француза кто-то попытался бы описать одним словом, то это почти наверняка было бы «экспрессивный» или какой-то еще более яркий синоним к взрывному, неуживчивому и даже склочному характеру Картье. О последствиях его «закидонов» мы еще поговорим, а пока обратимся к скромным фактам биографии, которых не так уж и много. До тридцати лет Николя Картье не успел отличиться ничем впечатляющим, ведь занимался он в то время продажами в небольшой компании Myriad Pictures, а не производством кино. Его имя, правда, попало в титры триллера «Третий лишний» Джея Лоуи в 2001 году, но это случай из разряда тех, о которых все участники стараются скорее забыть. А вот в 2005 году судьба свела Картье с продюсером, актером, сценаристом и с недавних пор режиссером Дином Девлином, на счету которого к тому времени уже было участие в работе над «Универсальным солдатом», «Днем Независимости» и «Годзиллой» Эммериха, гибсоновским «Патриотом» и массой других интересных проектов. Картье и Девлин посчитали, что смогут предложить миру нечто новое, и основали компанию, которая получила имя Voltage Pictures.
Первоначально компания занялась приобретением прав на уже готовые классические фильмы. Впоследствии для этого даже пришлось завести отдельное подразделение Voltage Entertainment, библиотека которого насчитывает сейчас почти две сотни фильмов. Впрочем, заниматься готовым продуктом предпочел Девлин, а вот Николя Картье тянуло к производству новых фильмов. И в 2008 году француз посчитал себя готовым вернуться к продюсированию, оставалось лишь выбрать проект. После некоторых размышлений и долгих переговоров Voltage Pictures выбрала проект для своего дебюта – скромную картину с бюджетом всего в 15 миллионов долларов, снимаемую женщиной-режиссером по сценарию бывшего военного журналиста. Фильм этот назывался «Повелитель бури»…
Полагаем, не нужно во всех подробностях живописать, чем закончилось сотрудничество Кэтрин Бигелоу и Николя Картье (справедливости ради отметим, что Картье был лишь одним из четырех продюсеров). Снятая еще в 2008 году, картина попала на экраны США только год спустя и в борьбе за «Оскар» вынуждена была соперничать с фантастическим колоссом Джеймса Кэмерона «Аватар», которому прочили победу большинство специалистов. Итог известен – 9 номинаций и 6 статуэток, среди которых главные: лучший фильм, лучший режиссер, лучший сценарий. Правда, свои три минуты вселенской славы Картье получить не смог, сработал упомянутый нами взрывной характер продюсера. Француз не стал ожидать взвешенного решения киноакадемиков, он разослал нескольким из них письма с просьбами проголосовать за «Повелителя бури» и уговорить сделать это своих знакомых. Академия невинной шалости со спамом не оценила и лишила Картье права присутствовать на церемонии, так что выйти за своим «Оскаром» на сцену он не смог. Обидно, не поспоришь…
После такого широкого первого шага не порвать бы штаны. Николя Картье притормозил. Возможно, сказалось отсутствие свежих идей, может быть, не везло на переговорах, не исключено, что мешал скандальный шлейф – как бы то ни было, ждать нового «Повелителя бури» было нецелесообразно, и Voltage Pictures взялась за фильмы даже не второго, а третьего эшелона. А помог ей в дальнейшем росте не кто иной, как Стивен Сигал – знаменитый актер стал постоянным партнером Voltage Pictures и выпустил с помощью этой компании три фильма и телесериал за четыре года. Плюс еще один проект находится сейчас в производстве. Пусть не всегда это картины, заслуживающие высоких критических оценок, но свою роль они сыграли – Картье набил руку и в 2011 году вместе со своим давним приятелем Крэйгом Дж. Флоресом, продюсером «300 спартанцев» и «Войны богов: Бессмертные», организовал дополнительное подразделение Voltage Pictures, специализирующееся на самостоятельном производстве картин с бюджетом 15-40 миллионов долларов, получившее название Voltage Productions.
Эта самостоятельность моментально сработала. Если до этого никто особенно не напрягался над тем, в каких проектах принимать посильное участие (отсюда появление таких откровенно слабых картин, как «Стукачка» с Рэйчел Вайс в главной роли или «Мистер Никто» с Вэлом Килмером»), то вложение в результат только собственных средств заставило тщательнее подходить к выбору контента. Первой «самостоятельной работой» стал «Киллер Джо», триллер с участием Мэттью МакКонахи, затем драмеди «Третий акт» с Морганом Фрименом, следом драма «Трое в Нью-Йорке» с Киану Ривзом в роли фрустрирующего любителя женщин и наркотиков (последний фильм, кстати, только что появился в нашем прокате). Не все новые картины стали суперхитами, а некоторые так и вовсе провалились, как, например, беспомощный триллер «Мул», даром что главную роль там сыграла Шэрон Стоун. Но в будущее Николя Картье смотрит с оптимизмом.
Что придает ему уверенность в себе? Давайте прикинем, что может предложить Voltage Pictures в самом ближайшем будущем. Первый кирпичик в крепость грядущей стабильности компании – «Грязные игры», триллер Роберта Рэдфорда, с ним самим и Шайей ЛаБафом в главных ролях. На счету этой ленты, между прочим, два приза прошлого Венецианского кинофестиваля. Второе слагаемое – фантастическая драма Терри Гиллиама «Теорема Зеро», один из самых ожидаемых критиками и зрителями фильм. Третьим китом гарантированного успеха компании в ближайший год станет режиссерский дебют Джозефа Гордон-Левитта «Страсти Дон Жуана», провокационная комедия об одержимом порно молодом человеке. Если же и эта тройка вас не убедила, то финальным аккордом выступит «Далласский клуб покупателей» – биографическая драма с Мэттью МакКонахи и Джаредом Лето в ведущих ролях. Может какой-то из этих фильмов оказаться новым «Повелителем бури»? Вполне. Главное – сохранять высокое напряжение, хотя этого Николя Картье не занимать.
Кстати, о высоком напряжении Картье. Энергии у непоседливого француза хватает не только на продюсирование и управление компанией. Николя ведет уже четырехлетнюю войну с пиратством. Началась она с того, что недовольный утечкой в Сеть «Повелителя бури» Картье подал в суд на торренты и пиринговые сети, позволившие своим пользователям скачивать выстраданный им фильм. Тяжба эта с переменным успехом ведется адвокатами сторон, а вот сам инициатор прославился тем, что в переписке с одним из защитников свободного скачивания фильмов не гнушался ругательствами, пожелал собеседнику, чтобы у того ограбили дом, а семья отправилась в тюрьму за кражу. Интернет-пользователи, надо отдать им должное, не воспринимают всерьез излишне ретивого продюсера и рекомендуют ему продолжить заниматься кино. И верно, пусть продолжает, одного «Повелителя бури» для такого высоковольтного человека явно мало.
Самый кассовый фильм: «Повелитель бури».