Хороший триллер и мощная психологическая драма с блестящими актерскими работами Джилленхола и Джекмана
Во время празднования Дня Благодарения маленькие дочери Келлера (Хью Джекман) и Франклина (Терренс Ховард) вышли на улицу – и не вернулись. Старший сын Келлера вспомнил, что видел неподалеку старый припаркованный фургон, и это становится отправной точкой в расследовании, которое начинает детектив Локи (Джек Джилленхол). Фургон найден тем же вечером, внутри в невменяемом состоянии находится некий Алекс Джонс (Пол Дэно), но его допрос ничего не дает – у парня интеллект десятилетнего и он утверждает, что ничего не знает ни о каких девочках. Полицейские вынуждены его отпустить, но Келлер уверен, что Алекс знает больше, чем говорит, и берет правосудие в свои руки…
Психологический триллер – один из самых популярных «в народе» жанров, плюс которого в том, что при известном желании из него можно сделать что-то большее. Канадский постановщик Дени Вильнев (его предыдущая картина, «Пожары», находится в топ-250 главного кинопортала планеты IMDb) пытается сделать со сценарием Аарона Гузиковски («Контрабанда») именно это – добавить в криминально-детективную историю второе дно и по возможности спрятать его поглубже, чтобы на выходе получилась без малого философская притча о добре, зле, вере и, куда уж в наше время без этого, внутренних демонах и о том, что их питает.
В том, что изначально «Пленницы» были чисто жанровым триллером, сомневаться не приходится – это такая добротная, но немножко «завиральная» детективная история в духе конца девяностых. Даже в отношении к технике и технологиям сюжет кажется застрявшим где-то на рубеже веков: с одной стороны, тут всемогущие компьютеры, хранящие полные текстовые архивы каждого «чиха» в округе за десятилетия, с другой – неловкое игнорирование возможности отследить перемещения персонажа, скажем, по его мобильному телефону. Впрочем, даже с этими недоработками интрига закручена весьма удачно – все части головоломки у внимательных зрителей сложатся ненамного раньше, чем осенит персонажей.
Впрочем, «Пленницы» – это не только крепкий триллер, но и психологическая драма, в которой Вильнев замешивает сразу несколько линий. Келлер точно уверен, что слышал от Алекса нечто, что может знать только похититель (и зритель тоже это слышал), но мальчишка явно не гений и вряд ли смог бы провернуть такое. При этом дома у Келлера бродит тенью жена, которая требует от мужа действий – и тот вынужден пойти на крайние меры. Франклин – его лучший друг и сам потерял дочь, но доверяет ли он Келлеру настолько, чтобы положиться на его догадки в адрес Алекса и начать пытать забитого испуганного парня, который даже не пытается сопротивляться? Детектив Локи сочувствует горю родителей, потерявших детей, но не может позволить эмоциям взять вверх над разумом и логикой – единственный раз, когда Локи теряет контроль над собой, заканчивается трагедией.
Разумеется, подобные конфликты есть и в чисто жанровом кино, но здесь они прописаны жирно и глубоко, при первой возможности Вильнев выводит их на первый план, а актеры с жадностью в них вгрызаются. Самая яркая роль, безусловно, досталась Хью Джекману – это сильный человек под небывалым давлением, он скрипит, трещит, крошится на куски, но не ломается. Сюжет дарит Джекману несколько мощных, раскаленных сцен, которые он отыгрывает с большим апломбом и ничуть не фальшивя.
Тем не менее главную актерскую работу «Пленниц» все-таки стоит отнести на счет Джейка Джилленхола – его роль не такая броская и выразительная, но при этом более сложная и тонкая, и у Джилленхола получается один из самых понятных и по-человечески симпатичных следователей в истории детективного кино. Его Локи сдержан, холоден и отстранен, но работает на износ, а подавленные чувства прорываются наружу нервным тиком (отличная деталь!) – настоящий ангел-хранитель, пропускающий через себя всю боль этого мира. Даже если бы в «Пленницах» не было ничего, кроме игры Джекмана и Джилленхола, фильм уже стоило бы рекомендовать к просмотру, а здесь все одно к одному – настоящий парад планет